7 сентября для всех ярославцев - скорбный день. Мы вспоминаем трагические события, произошедшие в аэропорте «Туношна» два года назад, когда в результате крушения самолёта погибла хоккейная команда «Локомотив». Всю страну потрясло, когда внезапно оборвалась жизнь молодых, талантливых спортсменов.
Перед траурной датой корреспондент «АиФ-Ярославль» встретился Леонидом Ткаченко – отцом погибшего игрока «Локомотива» Ивана Ткаченко
О национальных героях
Леонид Владимирович считает, что для увековечения памяти погибших властями делается недостаточно. Да, 7 сентября возле «Арены-2000» открывается мемориал «Хоккейное братство», но он посвящён всей команде. А конкретно для ярославских мальчишек, их семеро играло в команде, - ничего…
Читайте также: | |
---|---|
Ярославской школе присвоили имя Ивана Ткаченко |
Посмотрите, сетует Леонид Ткаченко, в Чехии три улицы названы в честь трёх чешских хоккеистов, трагически погибших под Ярославлем в 2011 году. В Словакии Павола Демитра - вообще национальный герой. Сборная Словакии, завоевавшая серебряные медали чемпионата мира 2012 года, посвятила их Демитре. На церемонию награждения сборная вышла в свитерах с номерами 38 и фамилией Павола Демитры.
Для Стефана Лива из Швеции, который не успел официально отыграть с «Локомотивом» ни одной игры, канадский клуб пожертвовал деньги на бронзовую доску с барельефом, которую установили на арене. С 2013 года приз самому ценному игроку плей-офф шведской хоккейной лиги носит имя Стефана Лива.
- В Челябинске проводится турнир памяти Александра Калянина, в Екатеринбурге поставили бронзовый памятник нашим хоккеистам, - продолжает перечислять Леонид Ткаченко. - А у нас в Ярославле как-то тихо… Непонятно такое отношение. Если бы болельщики не сделали мемориальную доску на доме, где жил Ваня, ничего бы и не было.
Действительно, болельщики нашли спонсоров, и на доме № 73 по проспекту Дзержинского появилась памятная доска. Подходы вокруг заасфальтировали, выложили плиткой, посадили цветник, и сейчас там чистый уютный уголок.
- Да ещё, слава Богу, директор школы №9 Сергей Борисович Шевченко, где учился Ваня, лично год пробивал, чтобы её назвали именем Ткаченко, - добавляет Леонид Владимирович. – А в школе №11, где сын учился первые четыре года, пройдёт двухмесячный спортивный марафон. К 9 ноября, дню рождения Вани, будут подводить его итоги, и меня пригласили вручать призы победителям.
Мечта семейная
Главное сегодня для Леонида Ткаченко - построить в память сына детскую спортивную школу, это теперь смысл и цель его жизни.
- Сидели мы как-то у меня дома втроём с Ваней и моим старшим сыном Сергеем и думали: в Брагино столько детей на улице без дела болтается, как их уберечь от этого? Построить бы для них спортивную школу, – вспоминает Леонид Ткаченко. – Ваня говорит: проработайте вопрос, сколько будет стоить такая школа. Когда мы примерно определились с суммой, он согласился дать денег. Решение было принято. Это было летом 2011-го, а 7 сентября они погибли.
Все были тогда в шоке, но потом, когда какое-то время прошло, стали думать, как Ванино имя увековечить. И решили: надо строить спортивную школу. Подали заявку в мэрию, показали проект, решили вопрос по земле – это за рынком, что напротив кинотеатра «Победа».
Родители решили вложить в строительство все деньги, полученные в наследство от Вани. Но когда прикинули, оказалось, этой суммы не хватает. Открыли счёт в банке, чтобы люди, которые хотят помочь, могли туда перечислять средства.
- На сегодняшний день собрано примерно 170 тысяч рублей, - рассказывает Леонид Владимирович. - Деньги присылают простые люди. Многие подходят ко мне и говорят: у нас денег нет, но мы готовы, как начнёте строить, работать у вас бесплатно. Из олигархов и состоятельных людей не откликнулся пока никто. Отказали в благотворительности и банки.
Некоторые организации помогают, но не финансами, а техникой. Фирма, которая будет возводить здание, снизила цены в 2 раза, учитывая, что это проект социальный, плюс имя Ткаченко сыграло роль. Мэрия обещала подключить бесплатно воду.
Но на сегодняшний день средств всё равно не хватает.
- Будем искать, - вздыхает Леонид Ткаченко. И делится своими планами: - Школа будет платная, средняя цена - где-то 7 тысяч в месяц будет. Это ниже, чем сейчас «Торпедо» берёт. Тренеров будем обучать самостоятельно. Я уже более 5 лет занимаюсь методикой подготовки (Леонид Владимирович разрабатывает комплексы спортивных упражнений для хоккеистов. – Ред.), у нас своя система, проверенная, даёт хороший результат.
При этом талантливых детей из бедных семей будут обучать бесплатно.
- У нас нет цели заработать как можно больше денег. Это задача на последнем месте. Хотя зарабатывать надо, потому что мы будем развиваться, со временем надо автобус свой купить, строить площадки для летней подготовки, футбольное поле, устанавливать турники, всякие приспособления по собственным разработкам. То, что будем получать, всё равно вложим в школу и детей.
Ткаченко уверен, что проект этот очень нужен для города и области, и надеется, что стройку удастся начать в сентябре.
«Мы скоро с Ваней встретимся»
На вопрос, кого он считает виновником гибели «Локомотива», Леонид Владимирович отвечает коротко:
- Истину от нас скрывают. Только один эпизод: мы, родственники погибших, в Следственном комитете попросили организовать нам встречу с диспетчером аэропорта «Туношна». Нам отказали. Почему? Ничего не говорят. Что-то там произошло, чего мы не должны знать. Того, кого официально обвиняют, мы считаем невиновным. Могу ещё сказать: к нам подходили люди, которые там живут, и говорили, что видели взрыв на борту.
Родителям погибших ребят до сих пор очень тяжело, и эта боль у них не утихнет никогда. Жизнь разделилась на две половины – до катастрофы и после.
- Ваня столько добрых дел делал, а мы даже и не знали, - тихо говорит Леонид Владимирович. - Он был классным хоккеистом, но важнее то, что он был великим человеком по своим душевным качествам. Слава Богу, нам недолго осталось, мы скоро с Ваней встретимся. Эта детская школа поможет сохранить о нём память, как о светлом человеке, и вырастить у нас в Ярославле звёзд уровня Малкина и Овечкина. А мне она поможет хоть часть жизни в себе возродить. Хочу, чтобы люди понимали: не деньги главное, а взаимоотношения человеческие, только они нам счастье дают.