Недавно финишировал марафон ремонтов дорог в Ярославле и муниципальных районах. Это вызвало и немало скандалов, и сдержанный оптимизм, и дальнейшие ожидания.
Об итогах сезона, роли общественности в контроле за ходом работ и перспективах транспортной сети региона корреспондент «АиФ» побеседовал с представителем Федерации автовладельцев России (ФАР) в Ярославской области Темуром Абдуллаевым.
Зачем нужен диалог?
Игорь Велетминский: Что побудило вас стать представителем ФАР в нашем регионе? Чем для вас является общественная активность?
Я был в группе с самого начала, мы фотографировали дороги, фиксировали недостатки, вешали таблички о подрядчиках, выполнявших дорожные работы, и о стоимости этих дорог. Но наиболее активно работать мы начали около года назад. Сменилась власть в регионе и городе, сформировался тренд на работу с общественниками: все это помогло создать диалог, который мне представляется основной целью общественной деятельности. Объединить людей, «договорить» их друг с другом, найти точки соприкосновения для достижения конкретной цели, узнать больше, понять больше! То, что мы сейчас видим, появилось не сразу. Благодаря ярославским подрядчикам, которые подделывали результаты экспертиз, выдавали одни материалы за другие, «клялись родственниками» на плохих дорогах, банкротили свои фирмы, мы и пришли к тому, что дорог у нас нет, а мы сильно зависим от них.
Это и безопасность дорог, и их состояние, которое бьёт по нашему карману через износ автомобиля или ДТП, являющееся следствием ненормативного состояния дорожного полотна. В итоге мою кандидатуру согласовали с руководителем федерации в Москве.
- Насколько в этой весьма уязвимой для критики сфере деятельности человек может реализовать себя?
- Наверное, настолько, насколько у него хватает сил, средств, желания добиваться общественно значимых результатов. Мне хвастаться пока нечем. Если получится реализовать намеченные проекты, то тогда можно сказать, что представительство в регионе работает.
Кто «кажется сиротами»?
- Итоги сезона ремонта дорог-2017 обсуждаются широко и на всех уровнях. Как вы их оцениваете, причём не только в областном центре, но и в районах области?
- В этом году у нас появился новый термин «агломерация». Она включает в себя город Ярославль и территорию вокруг него. Очень важно, что на этой относительно небольшой площади проживает больше половины жителей области, и она характеризуется высокой загруженностью автомобильных дорог. Именно в агломерации и реализуется президентский проект «Безопасные и качественные дороги», целью которого является приведение автодорог к нормативному состоянию и уменьшение числа мест концентрации дорожно-транспортных происшествий. На программу выделена крупная сумма, к ней привлечено огромное количество людей. С этим и связан тот факт, что тема дорог активно освещается в СМИ, обсуждается в социальных сетях да и просто на улицах. К сожалению, одним из условий участия в этой программе является её софинансирование из регионального бюджета, что повлияло на объём ресурсов для ремонта дорог в районах области.
- Что может показать изъяны нынешнего подхода к «второстепенным» трассам?
- Могу ответственно сказать, что дорога к деревне, в которой я живу, в этом году нормального ремонта так и не увидела. Летом я ездил в Поречье Рыбное Ростовского района: состояние автодороги, особенно после трассы М-8, не внушает оптимизма. А там ведь тоже люди живут! Жители Ростова Великого кажутся мне этакими сиротами, которых оставили на улице. Улица Спартаковская просто должна быть включена в маршрут «только для танков». Стало немного лучше по направлению на Рыбинск и Углич. Осуществлён ремонт въезда в город Тутаев, а также карточный ремонт после Тутаева. Хорошо, что сейчас поездка в Рыбинск не воспринимается как «дорога в один конец». Но это относительно крупные региональные дороги. То, что творится во дворах «спальных районов», на маленьких улочках или в сёлах и отдалённых райцентрах, требует совсем других, гораздо более сильных эпитетов. Так что если город Ярославль можно считать относительно удовлетворительным в плане состояния дорог, то только в сравнении с остальной областью. У нас почти 7 тысяч километров дорог, и то, что ремонтируется в данное время, не позволяет компенсировать даже их естественный износ. Поэтому нужно либо опережающими темпами ремонтировать дороги всего нашего региона, либо переезжать в агломерацию.
Почему других программ нет?
- Насколько правильно расставлены приоритеты в выборе объектов для работ по программе «Безопасные и качественные дороги» на 2018 год?
- Программа БКД предъявляет опредёленные требования к автодорогам, которые могут быть отремонтированы в рамках этой программы. Поэтому те объекты, которые казались более важными жителям, не попали в неё по причине несоответствия этим требованиям. К сожалению, сейчас это означает только то, что других программ у нас нет, а ямочный ремонт является только временной мерой, и жители города должны довольствоваться решениями, принятыми специалистами дорожных департаментов. Увы!
- Некоторые дороги включались в планы ремонтов после бурных протестов жителей окрестных улиц и домов. Складывается впечатление, что их усилия пока гораздо более эффективны, чем так называемых общественных советов при профильных департаментах транспорта области и города Ярославля. Каково ваше мнение на этот счёт?
- Это мне кажется общим показателем современного подхода к решению проблем. Чем больше шума, хайпа (hype буквально переводится с английского как «навязчивая реклама, шумиха, ажиотаж»), тем более высокая вероятность положительного решения проблемы. Поэтому я бы не стал противопоставлять общественные советы - общественным же выступлениям. Собрание жителей может решить проблему одного двора, но оно не в состоянии устранить системные проблемы: люди обычно успокаиваются после того, как их локальные требования удовлетворили. Проблемы общественных советов кроются в том, что они для профильных департаментов обычно не более, чем те же жители, но ещё и обязанные входить в положение в силу объективных причин. Как только власть и люди начнут понимать, что выбор невелик - либо порядок, любо хайп и хаос - тогда мы и начнём работать на результат, нужный всем нам.
- Как вы относитесь к критике «соглашательской» с властями позиции ряда активистов, что стало темой обсуждения, в том числе в социальных сетях?
- Никак. Хорошим аргументом была бы эффективная работа активистов с бескомпромиссной позицией. То, что я вижу сейчас, не в состоянии подтвердить мою или их правоту, поэтому идеальным выходом будет перейти от критики к созиданию. Всеми возможными способами. И не стоит сбрасывать со счетов тех критиков, которые не в состоянии объективно оценивать ситуацию, а судят только по внешним признакам, хотя их влияние на процесс минимально. То есть в данном случае корень проблемы в отсутствии желания понимать и идти на диалог.
- Есть ли, на ваш взгляд, объективные критерии оценки эффективности общественного контроля в такой непрозрачной и коррупционной сфере, как дорожные ремонты и строительство?
- Условным критерием эффективности можно было бы назвать увеличение интервалов между ремонтами дорог. Фактически же любой идеальный асфальт, который мог бы простоять века, простоит неделю. И наоборот, если сетевые организации воспринимают новый асфальт как личное оскорбление! И мы опять возвращаемся к системному подходу, при котором необходимо подготовить основание, заменить сети и только потом приступать к ремонту. А это возможно только при нормальном планировании процессов. Только в этом случае необходимости в общественном контроле не будет.