В начале недели в областной столице появились одноразовые проездные билеты на общественный транспорт. Ярославль стал третьим городом в России, где ввели такую систему оплаты. Журналист yar.aif.ru решил испытать на опыте, как работает нововведение.
Карточка на раз
Специальная карта на 1, 2 или 5 поездок – звучит заманчиво. Такая система работает в Москве, где одноразовые карточки можно использовать на всех видах транспорта в течение определённого времени.
Купить новые ярославские проездные можно сразу в нескольких местах: в кассах автовокзала и остановочного пункта «Ярославль-Главный», а также в павильонах «Универсальная касса». Таких в городе целых 29. Причём, как уточнили региональные власти, приобрести карту можно даже за наличные. Для Ярославля это актуально, ведь с 1 января 2025 года в общественном транспорте города перестали принимать наличку.

Проверили «Универсальную кассу» на проспекте Октября у остановки «Площадь Карла Маркса». И действительно, такие проездные уже поступили в продажу. Правда, пока они не пользуются большой популярностью.
«Использовать можно в любой день и время в автобусе, троллейбусе, трамвае и электробусе. И заплатить можно таким проездным хоть за несколько человек, например, если покупаете карту на 5 поездок. 5 поездок – 5 человек», - говорит работник кассы.
Стоимость проездного билета на одну поездку – 38 рублей, на две – 76 рублей, на пять – 190 рублей. Правда, комиссию в 2% за безналичную оплату может взять универсальная касса. На это ярославцы жаловались с 2017 года, когда павильоны установили новые платежи за пополнение транспортных карт и проездных. При этом, как отмечали власти, решение универсальных касс является законным, так как они являются коммерческой организацией. Комиссию на берут на автовокзале и в кассе «Ярославля-Главного».
Как проездные работают?
Сам проездной представляет собой жёлтую пластиковую карту. Сильно отличается от московского варианта, где используют картонные одноразовые карточки. По сути, проездной заменил собой оплату наличными или банковской картой. Единственная разница – его нельзя пополнить. Получается, что, например, пластиковый проездной на 1 поездку становится бесполезным после использования.
Действуют проездные так же просто, как карты или другие проездные. Для оплаты в городском общественном транспорте достаточно приложить карточку к валидатору. Если брать проездной на 2 или 5 поездок, то валидатор покажет «остаток» - количество раз, которое можно использовать карточку.
«На данный момент в кассы автовокзала завезено 700 билетов, еще 2300 поступает в универсальные кассы города. В ближайшее время планируется увеличение этого количества. Дополнительно по точкам продаж будет распространено 30 тысяч карточек», - отметил и. о. директора ГБУ ЯО «Яроблтранском» Анвар Ахметханов.
Пока неизвестно, будут ли новыми одноразовыми проездными активно пользоваться люди. Большинству ярославцев удобно платить банковской или транспортной картой, некоторые по-прежнему просят вернуть наличную оплату. Приживутся ли одноразовые карточки – покажет время.