27-летний Алексей Бутусов стал победителем регионального этапа конкурса «Учитель года-2016». В сентябре он поедет в Самару на всероссийский этап. Мы поговорили с учителем русского языка из сельской школы о том, каково это - стать лучшим, какие проблемы испытывает современный педагог и имеет ли он право на личную жизнь.
Страстное желание
Ольга Савичева, «АиФ-Ярославль»: Алексей Владимирович, почему вы стали учителем? Ведь для современной школы это уже давно не мужская профессия.
Стать учителем - моя мечта с детства. Отлично помню, как ещё в начальной школе испытывал страстное желание стоять на месте педагога, руководить процессом урока. В 9-м классе, на «дне самоуправления» эта мечта сбылась: на один день я стал учителем и - что скромничать - блестяще справился со своей задачей. Настолько вошёл в роль, что после пяти проведённых уроков с трудом поверил, что завтра мне придётся снова сесть за парту в роли ученика. Но делать было нечего. И я твёрдо решил: после 9-го класса - в педагогический колледж. Ни разу не пожалел, что ступил на этот путь.
Не всем по зубам
- Как, на ваш взгляд, у нас проходит реформа образования - в стране в целом и в Ярославской области в частности?
- Реформа - это всегда преобразования. Предпосылки к ней были давно. Функция учителя меняется. Мы должны научить ребёнка учиться, добывать самому знания. Если раньше мы давали готовые знания, то теперь должны научить алгоритмам в освоении новых знаний. На первое место выступают коммуникативные умения. Ребёнок должен научиться работать в команде.
Наверное, главное достижение нашего района и области - это осознание изменений и готовность педагогических коллективов принять их, воплотить в жизнь. В целом мы разобрались и понимаем, что такое ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт. - Авт.). Начальная школа уже работает пятый год. Сначала, конечно, «понабивали шишек». Сейчас стало гораздо лучше материально-техническое состояние школ: в Ярославскую область были большие поставки школьного оборудования, организованы спортивные площадки.
Школа стала более открытой, более самостоятельной. Это везде - и у нас в том числе.
- Почему, на ваш взгляд, наши дети не могут полностью освоить русский язык? Неужели нельзя его упростить?
- Школьники и не смогут его освоить до конца. И студенты филологических университетов не смогут. Более того, великие учёные-лингвисты, написав десятки трудов по филологии, в конце жизни признавались, что русский язык… так и не знают. И это доказательство богатства, величия, безграничности нашего языка! Что касается правил, они есть абсолютно в любой науке. С подправилами и исключениями. В русском языке, поверьте, их не больше, чем в химии, физике, математике, биологии.
Соглашусь, современные учебники по русскому языку, в том числе и тот, по которому работаю я, вмещают в себя очень глубокую теорию. То, что я сейчас изучаю с пятиклассниками, нам рассказывали в вузе. Это трудно. Это не всем ученикам по зубам, особенно если в классе есть дети с ограниченными возможностями здоровья.
Но… на то и учитель в классе, чтобы адаптировать материал, дифференцировать, повернуть к ученику интересной стороной, возможно, какие-то тонкости исключить, если это позволяет стандарт и программа. Зато какая это мощная стартовая площадка для олимпиад и конкурсов!
И что понимается под этим «упростить»? Начать писать частицу «не» со всеми частями речи одинаково? Исключить из языка деепричастия? Или писать слова так, как слышится? Уверяю, ни к чему хорошему это не приведёт. Давайте уж тогда будем сразу смайликами общаться. И под песню о «лабутенах» благополучно похороним наш великий и могучий язык. Прямо слышу, как моему предложению аплодируют некоторые подростки.
- Каких писателей, по-вашему, не хватает в наших школьных программах по литературе?
- Я бы не взял на себя ответственности добавлять или исключать писателей. В каждом литературном произведении можно найти тот нравственный потенциал, те жизненные истины, на которых можно воспитывать личность. Безусловно, приходится признать, что многие литературные произведения малопонятны, неинтересны современным школьникам, жаждущим выхода новой версии компьютерной игры. Но это не значит, что сложные для понимания произведения следует исключать. Всё-таки учитель должен держать планку, заставлять детей тянуться вверх, а не приближать образование к их уровню.
Вероятно, большее внимание можно было бы уделить литературному краеведению, писателям и поэтам Ярославского края. Мало кто из нынешних школьников, к примеру, знает нашего земляка Василия Смирнова и его повесть «Открытие мира» - удивительное, наполненное поэзией и этнографическими деталями произведение о детстве в деревне начала ХХ века.
Однако при нынешней насыщенности современных программ по литературе я бы предложил вынести изучение литературы Ярославского края на внеурочную деятельность, ставшую обязательной в свете ФГОС.
«Это моё!»
- Какие проблемы, возникающие в процессе обучения, мешают работе учителя?
- Это, прежде всего, обилие школьной документации. Однако сейчас эта проблема активно решается на всех уровнях. Со следующего учебного года объём рабочей программы учителя-практика сократится с восьми пунктов до трёх. Многие школы, в том числе и наша, переходят полностью на электронный журнал, оставляя бумажного пращура в ностальгическом прошлом. Эти и другие преобразования помогут справиться с перегрузкой учителей.
- Почему вы решили принять участие в конкурсе «Учитель года»?
- Началось всё довольно-таки банально - с предложения администрации школы. И сначала я отказался. Показалось, что мои авторские материалы ещё рыхлые, да и вообще, не худо бы опыта поднабраться. Однако решил испытать свои силы - и не зря! Не заметил, как вошёл во вкус.
- Надеетесь на победу в следующих этапах?
- Я надеюсь на захватывающие педагогические приключения. «Учитель года» для меня - это увлекательнейшая авантюра, «интеллектуальная тусовка». Но не подумайте: при всём при этом я подойду к всероссийскому конкурсу с максимальной ответственностью и выложусь на все двести.
- Как вы всё успеваете? Имеет ли в наше время учитель право и время на собственную личную жизнь?
- Конечно же, имеет. Всё зависит оттого, как педагог расставит приоритеты. В настоящее время я не разделяю личной жизни и профессии. Для меня это единое целое - увлекательное, полное открытий течение жизни. В выходной день или вечером готов с большим удовольствием поехать с ребятами на экскурсию, литературную встречу, могу целый вечер редактировать детские тексты на очередной литературный конкурс, общаться с кем-нибудь из учеников. Моя страница в социальных сетях исключительно для детей, 15 диалогов параллельно - вполне нормально. Это моё, и я ни за что не променяю такой ритм жизни. Хотя у меня есть увлечения, совершенно не связанные с профессией: огород, путешествия, плавание и велосипед.