Примерное время чтения: 9 минут
826

Деньги – зло? Психолог о карманных расходах школьников

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26. Аргументы и факты - Ярославль 25/06/2014
Правильно обращаться с деньгами детей надо учить с ранних лет.
Правильно обращаться с деньгами детей надо учить с ранних лет. / Дмитрий Шиманский / АиФ

Сейчас летние каникулы, большинство ребят предоставлены сами себе, и проблема карманных расходов становится ещё более острой. Об опасностях и подводных камнях воспитания рассуждает психолог  Татьяна Смирнова.

Юлия Терещенко, «АиФ-Ярославль»: Татьяна Сергеевна, стоит ли давать школьникам деньги на карманные расходы?

Досье
Татьяна Смирнова родилась 4 октября 1984 года в Ярославле. Получила высшее образование в ЯрГУ им. Демидова, по специальности психолог, получила квалификацию психолог-преподаватель. Является соискателем степени кандидата психологических наук. В данное время работает бизнес-тренером, психологом и консультантом по развитию позитивного мышления.
Татьяна Смирнова:  Деньги давать однозначно стоит. Основная причина состоит в том, что ребенок должен научиться обращаться с ними, он должен стать финансово грамотным. Не нужно давать малышам или подросткам некую сумму, и тут же забывать про них. Иначе это будет выглядеть так, будто взрослые открестились от ребенка и всех проблем, связанных с его воспитанием. Родителям, которые стали давать ребенку карманные деньги, важно понимать, что в их жизни тоже наступил новый период, связанный с новым  опытом  и обучением ребенка. Только с помощью настоящих карманных денег ребенок на практике учится с ними обращаться (это как с автомобилем: вы никогда не научитесь водить машину пока не сядете за настоящий руль и не поедете по настоящей дороге). Все денежные комплексы закладываются у людей с детства – независимо от того, в богатой или бедной семье он вырос. Ребенок, во время не вступивший в мир финансов, не освоившийся в нем, так и пойдет по жизни с проблемами. Такому человеку окажется сложно не только зарабатывать и тратить, но и вступать в любые отношения, особенно сопряженные с деньгами.

- С какого возраста у детей возникает необходимость иметь в распоряжении личные средства?

Эксперименты над детьми

- Возраст, в котором ребенок готов самостоятельно распоряжаться какой-либо суммой, индивидуален.

Можно провести некий эксперимент. Прийти с ребёнком в магазин, дать ему денег и попросить купить молока и хлеба. Важно, чтобы ребенок сам оплатил покупки. Родителям в это время нужно наблюдать, как школьник будет вести себя на кассе: отдаст все деньги, которые у него есть, забудет покупки или, может, не пересчитает сдачу. То, как поведет себя ребенок, насколько интересна будет ему поставленная задача, и будет говорить родителям, готово ли их чадо к такому серьёзному шагу, как распоряжаться карманными деньгами, готов ли ребенок учиться этому.

- Нужно ли платить ребенку за то, что он прочитал книгу или получил хорошие оценки?

- У многих ярославцев наблюдается тенденция – мамы и папы приплачивают школьникам за то, что те хорошо закончили четверть или прочитали книгу. Я категорически против такого поведения!

Для детей получение денежного вознаграждения за хорошую учёбу является стимулом. Однако таким поведением родители убивают в школьнике интерес к познанию и любознательность. Если  мамы и папы будут платить за «пятерки», то они должны быть готовы к тому, что чем старше будет становиться ребенок, тем большую сумму за свои учебные успехи он попросит. Кроме того, постоянная плата за оценки является стимулом получить «5-ку» любой ценой (списыванием, подгонкой и т.п.), а узнавать новое, конкурировать со сверстниками, получать признание, чувствовать свой успех – эти стремления уходят на самый задний план. Между тем, поощрять ребенка за достижения необходимо.  Но лучше сделать подарок, о котором тот давно мечтал, и на выбор ребенка: «Что ты хочешь: поехать в лагерь или на курорт?»

Также не стоит говорить детям: «Мы тебе купим, что хочешь, если будешь хорошо учиться». Либо родители всё равно приобретут то, о чем мечтает ребенок, и из-за этого возникнет недоверие к словам взрослых, либо школьник будет бояться, что не оправдает надежд родных. Такая установка разрушает доверительные отношения в семье.

- Некоторые взрослые приплачивают ребенку за домашние дела, к чему это может привести?

-  Если родители начинают давать деньги за мытьё полов, за помощь маме при покупке продуктов, то, возможно, на любые просьбы о помощи ребёнок будет требовать: «Сколько ты мне за это заплатишь?»
Со временем количество требований становится все больше, потребности тоже возрастают, и цена за помощь будет расти. Давая деньги абсолютно за всё, родители сами себя подставляют. Из таких детей вырастают взрослые, которые уверены, что всё покупается и всё продаётся. Отношения с друзьями и родными он будет рассматривать только с точки зрения выгоды. Кроме того, маме и папе никто не приплачивает за то, что они выполняют домашние дела! Приучая ребенка с детства к тому, что за все платятся деньги (за оценки, за хорошее поведение, за помощь), вы рискуете вырастить конфликтного и социально неприспособленного человека.

Родители, котролируйте траты

- Нужно ли родителям следить, на что уходят карманные деньги?

- Статьи расходов обговорить необходимо - на что можно тратить деньги, на что нельзя. Если родители постоянно будут требовать отчёта, куда тратятся карманные деньги, то ребёнок не сможет насладиться самостоятельностью. Бесконтрольно оставлять траты тоже не следует.

Помню случай, как в одной семье из Ярославля мама дала сыну-первокласснику деньги на обеды на месяц. В первый же день тот растратил всю сумму. Когда стали выяснять, оказалось, что мальчик купил друзьям пирожки. В таком случае не стоит ругать и отчитывать ребенка. Мы ведь, взрослые, тоже иногда покупаем ненужные вещи. Ваш ребенок только учится обращаться с деньгами. А во время обучения происходят ошибки и потери – это естественно. Эти ошибки лишь сигнал для родителей - ещё раз доверительно и дружелюбно поговорить с ребенком, дать ему новый урок в обращении с деньгами, показать, что можно делать с деньгами: копить на большую игрушку, покупать сладости, журналы, дарить подарки, планировать расходы и т.д. Если с самого начала вы обсудите с ребенком несколько важных правил карманных денег (на какие группы товаров они должны тратиться, а на какие не должны, техника безопасности с деньгами, деньги выдаются в определенный день и т.п.), то вам самим будет легче и в плане своих семейных расходов и в плане обучения вашего ребенка. Если вы решили давать деньги 1 раз в неделю, а ребенок их растратил в первый день, то не стоит выдавать такую же сумму снова. Вам же не дают вторую зарплату, если первую вы потеряли или растратили. 

Всегда существует вероятность, что ребенок может потратить карманные деньги на сигареты, алкоголь или наркотики. Поэтому контроль в мягкой форме необходим. Вот пример одной мамочки из Ярославля. Её ребенок ходит в садик, но уже сейчас она ему рассказывает, что такое наркотики и чем они опасны. Знаю много семей, которые, опасаясь, что детям могут предложить наркотики на улице, обязательно их встречают после школы. В любом случае, как только у родителей возникли хоть малейшие подозрения того, что деньги тратятся на запрещенные товары, нужно сразу же пересмотреть свою финансовую политику: выдавать меньшие суммы, один раз в день, или вовсе приостановить выдачу денег. И здесь мало просто перестать давать деньги. В любом случае с ребенком нужно разговаривать, ему нужно объяснять, им и его жизнью и потребностями нужно интересоваться. В семье, где есть доверие, уважение к личности как родителя, как и ребенка, проще договориться и заранее предотвратить опасные ситуации.

Чему не учат в школе

- Иногда родители говорят: «Вот заработаешь свои деньги, тогда купишь что хочешь». Это правильно?

- Произнося такие слова, родители утверждают культ денег. Более того, в подсознание ребенка закладываются стойкие установки о том, что деньги даются тяжелейшим трудом. Если постоянно говорить, что у мамы и папы нет денег и создавать нагнетающую обстановку, то в сознании ребёнка отложатся:  «деньги – зло», «всех денег не заработаешь», «деньги даются только тяжелым трудом» и т.д. Во взрослой жизни это может выразиться в том, что человек устроится на малооплачиваемую работу и будет тяжело зарабатывать каждую копейку. Когда же взрослому представится возможность распорядиться большой суммой денег, он не сможет её грамотно вложить - либо всё спустит на ежеминутные потребности, либо раздаст родным. Обращению с деньгами важно учиться, причем лучше это делать в детстве, когда родители еще могут повлиять на отношение ребенка с деньгами, а также пока детские расходы не способны причинить особого вреда семейному бюджету. Самое главное, родителям важно изначально выстроить свою стратегию, настроиться на помощь и поддержку вашего ребенка в этом обучении. Ведь, кто как ни родители, научат такому важному навыку, как обращаться с деньгами. В школах и ВУЗах такому не учат.

- Стоит ли, когда школьник начинает подрабатывать, забирать у него часть денег, говоря, что он должен помогать?

- Если родители забирают у ребенка заработанные им деньги, то он имеет полное право выразить свой протест, разозлиться или обидеться. Детей нужно поощрять за то, что они изъявили желание работать. Взрослые могут предложить свою помощь, вместе подумать о том, куда вложить заработанные деньги. Нельзя уничижать гордость ребенка, забирая у него зарплату. Дайте ребенку насладиться своей самостоятельностью, дайте ему возможность научиться получать деньги и тратить их. И тогда во взрослом возрасте вы увидите перед собой финансово грамотного, уверенного в себе, успешного человека!

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах