aif.ru counter
60

«Нужно движение вперёд». Чего не хватает ярославскому профобразованию

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 9. Аргументы и факты - Ярославль 26/02/2020
Один из плюсов обучения в колледже – начальная военная подготовка.
Один из плюсов обучения в колледже – начальная военная подготовка. © / Алексей Кораблев / Из личного архива

Приближается конец учебного года, и перед выпускниками 9-х и 11-х классов встаёт серьёзный вопрос: куда пойти учиться дальше?

Сейчас многие говорят о привлекательности учёбы в техникумах и колледжах. О проблемах среднего профессионального образования и тенденциях его развития мы попросили рассказать директора Ярославского кадетского колледжа Алексея Кораблёва.

Подушка безопасности

Ольга Савичева, «АиФ-Ярославль»: Алексей Сергеевич, насколько сегодня среднее профессиональное образование привлекательно для молодёжи?

Алексей Кораблёв: С каждым годом постепенно увеличивается количество обучающихся в системе профессионального образования, и предпосылок к этому очень много.

Одним из устрашающих факторов в современном осознании ребёнка является сдача ЕГЭ, к которой детей настраивают с 8-го класса, обрисовывая все ужасы и трудности предстоящих экзаменов.
Другим фактором, считаю, служит мотивация ребёнка, так как 80% одноклассников, друзей и знакомых не желают продолжать обучение в школе.

Ещё один момент, во многом влияющий на выбор выпускников, – непривлекательность в молодёжной среде высшего образования. Среднее профессиональное образование даёт более быстрый старт для адаптации к трудовой деятельности, ведь учиться по времени нужно меньше.

– Могут ли выпускники колледжей стать успешными в жизни?

– Интересный вопрос, на который однозначно ответить невозможно. Для одних среднее профессиональное образование – это дорога в жизнь, для других – стартовая площадка, опора для будущих достижений и реализации задуманных планов. Современный выпускник самостоятелен, у него в полной мере сформированы профессиональные компетенции, он готов к трудовой деятельности. Молодые люди не могут стоять на месте и, даже имея свой багаж знаний, ищут дополнительную самореализацию.

Я считаю так: кто получил образование – тот уже успешен, он имеет дополнительную подушку безопасности в жизни.

От детства к взрослению

– Обязаны ли преподаватели колледжей и техникумов не только обучать профессии, но и воспитывать подростков?

– Воспитательная функция в работе преподавателей и мастеров производственного обучения заложена в должностной инструкции. Это одна из важнейших функций педагогов. Считаю, что нравственное и патриотическое воспитание напрямую влияет на положительную успеваемость обучающихся. Перевоспитать невозможно, но можно ввести в рамки дозволенного. Многое ведь идёт из семей, из общества, где растёт человек.

Система среднего профессионального образования становится переходным периодом от детства к взрослению. Многие ребята после прохождения обучения идут служить в ряды Вооружённых Сил РФ, а там никто не будет перевоспитывать, там есть устав и уголовная ответственность за его нарушение – взрослая жизнь наступает мгновенно.

Один из плюсов обучения в колледже – начальная военная подготовка, направленная на изучение основ военной службы и лёгкую адаптацию будущего защитника Отечества к выполнению своего гражданского долга. Сознательность и ответственность воспитываем у ребят, добиваясь выполнения требований «Устава кадетских групп».

– Как, на ваш взгляд, в обществе решается проблема патриотического воспитания?

– Молодому поколению россиян очень сложно определиться в своих принципах и взглядах. Патриот – это человек, который любит свою Родину и свой народ. Патриотизм воспитывается на исторических аспектах, на подвигах советского и российского народа.

Но не надо забывать, что патриот – это не только человек с автоматом, защищающий рубежи своей Родины, но и человек, способный подставить своё плечо любому, кому нужна помощь. Человек, любящий свою малую родину, леса и поля, реки и озёра, борющийся с несправедливостью – это тоже патриот! Думаю, патриотизм – широкое понятие, и нельзя его ограничивать какими-то рамками.
Мы много говорим о советском времени, приводим примеры, как мы победили в Великой Отечественной войне, как первые покоряли космос, строили заводы и фабрики, возрождали сельское хозяйство. Дети это слушают как сказку, а видят то, что нас окружает. Ребята черпают информацию из интернета, а там она во многом носит фейковый характер, и для противопоставления тому, что они находят в сети, должно быть визуальное подтверждение в жизни, реальность.

Наша задача, как педагогов, – показать всё лучшее в современной России: инновации, достижения, выполнение национальных проектов, а главное, постараться связать успешность выпускника с выбранной им профессией и востребованностью её в жизни общества.

Что тормозит?

– Какое образование нужно сегодня, на ваш взгляд, молодым?

– В первую очередь нужно образование с современными подходами! Нами руководит стандарт, а он, в свою очередь, как якорь тормозит развитие профессий и специальностей. Современный рабочий – это универсал с гибким мышлением и умением решать поставленные задачи нестандартным путём. Считаю, что только передовое производство может быть реальным помощником в системе профессионального образования. Производство, которое постоянно совершенствуется, к росту эффективности которого ведёт конкуренция, лишь она стимулирует процессы и поддерживает это движение вперёд.

Системе профессионального образования не хватает стабильности в экономике, не хватает предприятий, фабрик, совхозов и колхозов, которые способны участвовать в системе подготовки рабочих кадров страны и могли бы предложить выпускнику конкурентоспособную заработную плату.

– Какие ещё проблемы в системе профобразования?

– Я работаю в системе образования с 1998 года, профессионального образования – с 2006 года. На моей памяти в последние 14 лет не было построено ни одного нового современного колледжа или техникума. Мы сейчас переоборудуем, модернизируем и оптимизируем то, что было создано в советское время. В то время училища и техникумы строили заводы и фабрики с расчётом, что выпускники будут на них работать. Соответственно и материально-техническая база, и оснащение мастерских, и проектные мощности были рассчитаны исходя из тех потребностей.

Сейчас всё устарело. Здания и сети становятся ветхими и требуют капитального ремонта и модернизации. Объём финансирования недостаточен для процветания учебных заведений, для создания в них условий для обучения современных специалистов. Проводимые системой образования мероприятия по улучшению процессов обучения, созданию условий для обучения точечные.

Кроме того, профессиональное обучение в колледжах и техникумах построено на передаче знаний и умений мастеров производственного обучения, преподавателей специальных дисциплин или наставников обучающимся. Качественные педагогические кадры – тоже одна из проблем. Уровень образования, наличие нужной квалификации, умение работать с детьми разного уровня и с разной мотивацией, отслеживание постоянно меняющихся профессиональных стандартов производственных процессов и т. д. – все эти требования предъявляются к кандидату при приёме на работу. Но, как правило, найти такого педагога очень сложно.

– Что бы вы пожелали сегодняшним студентам и тем, кто ещё только собирается куда-то поступать?

– Абитуриентам я хотел бы пожелать серьёзно подумать, прежде чем определиться со своей будущей профессией. Все профессиональные образовательные организации проводят дни открытых дверей, а областной департамент образования совместно с центром «Ресурс» – ярмарки «Дни ПО». Выясните больше о ярославской системе профобразования, побывайте в колледжах и техникумах, чтобы не только узнать про профессию, но и увидеть, как осуществляется сам процесс обучения. Чувствуете ли вы интерес к выбранной вами профессии или специальности? Видите ли в ней раскрытие своих талантов?

Сегодняшним студентам хочу пожелать усердия и небезразличия в выбранном деле. Как известно, великий российский полководец Александр Васильевич Суворов говорил: «Тяжело в учении – легко в бою!» Старайтесь полученные знания совершенствовать, искать современные инновационные подходы для решения поставленных задач.

Досье
Алексей Кораблёв родился 26 июля 1978 года в Вологодской области. Окончил ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. С 2006 года – в системе профобразования. В 2013-м назначен директором ПУ №13, в дальнейшем – Ярославский кадетский колледж. Имеет благодарности департамента образования ЯО, медали за патриотическое воспитание молодёжи, организацию обучения пожарных, медаль «30 лет вывода войск из Афганистана».

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах