В День учителя, который мы отмечаем 5 октября, принято поздравлять всех педагогов. А как живётся сегодня нашим учителям, что изменилось в жизни школы в последнее время?
Об этом мы поговорили с учителем начальных классов Ольгой Зориной.
Переполненные классы
Ольга Савичева, «АиФ-Ярославль»: Ольга Игоревна, что нового появилось в ярославских школах в начавшемся учебном году?
Например, в прошлом году, точнее в августе 2016 года, школы обязали ввести в пятом классе второй иностранный язык. Обрадовавшись введению пятидневки, пятиклассники и их родители не стали возражать, ведь количество часов в учебном плане не было превышено.
Правда, к большому сожалению, всех учеников на пятидневное обучение, к примеру, в нашей школе перевести не удалось, так как она загружена до предела. Проблема со строительством новой возникла не сегодня, и каждый год количество классов неуклонно растёт. Садики строятся, а школы нет. Не хватает денежных средств. Как мы будем вмещать в дальнейшем всех детей? Уже сейчас в первых классах по 32-34 человека! И каждому требуется при обучении индивидуальный подход.
В этом учебном году вводится обучение школьников шахматам. У нас сразу возникли сложности с поиском педагога. Мужчин, желающих за символические деньги вести у ребят шахматный курс, найти не удалось, а педуниверситет не готовит такие кадры. Может быть, прежде чем вводить такой предмет, стоило сначала изучить потребности общества, узнать, насколько это актуально, и подготовить необходимое количество педагогов? А потом уже требовать отчёта у школы. Создаётся такое впечатление, будто чиновники, съездившие за границу в командировку и набравшиеся чужого опыта, считают необходимым его срочное внедрение «в своей вотчине».
- В учебной программе появилась ещё астрономия.
- Разговоры о введении астрономии идут не первый год. Снова ни детей, ни родителей вроде бы никто не спрашивал. Школы ждут новых учебников. Уже с января, по последним данным, ученики 10 или 11-х классов начнут изучать астрономию 1 раз в неделю. На мой взгляд, не всем старшеклассникам этот предмет будет нужен и интересен. Они больше огорчаются из-за русского языка. Один час в неделю, по их мнению, для обязательного предмета - это крайне мало. А сдавать ЕГЭ по русскому придётся абсолютно всем.
На ставку не прожить
- Учительские форумы стонут: школьная бюрократия наращивает обороты, учителей заставляют всё больше писать отчётов, а это крадёт время, которое они могли бы отдать детям и учебному процессу. Почему так происходит, как вы думаете?
- Если всё делать вовремя: писать программы и отчёты об их выполнении, составлять контрольные и диагностические работы по всем предметам, писать анализ итоговых контрольных, планы воспитательной работы, программы внеурочной деятельности и т.д., то работать с детьми будет некогда. А ещё ежедневно проверять тетради и готовиться к урокам! Какой муж, если он вообще появится в жизни учительницы, всё это выдержит? И хорошо бы такой муж много зарабатывал, потому что все разговоры о больших (20 -30 тысяч рублей) зарплатах учителей не имеют под собой основания. Достаточно взглянуть в листок оплаты труда учителя, чтобы в этом убедиться. Проверка тетрадей в расчёте на одного ученика стоит вообще копейки! Работая на одну ставку, прожить невозможно, вот и берут учителя огромную нагрузку и работают сутки напролёт в школе.
- Как можно выдерживать такую нагрузку?
- Несмотря на низкую зарплату, огромное количество планов, отчётов, анализов, программ, а также требований постоянно вносить в них какие-то изменения, многие учителя любят свою работу. Ведь каждый день у нас не похож на другой, скучать не приходится, бывают и праздники, и концерты, и экскурсии.
- Но неизбежны и конфликты с детьми. Учебный год только начался, а уже произошло несколько шокирующих ЧП в школах: то в Подмосковье ученик ворвался в класс с оружием и топором в руках, то петербургская учительница поиздевалась над второклассником, написав на лбу фломастером: «Дурак». Как вы считаете, почему такое происходит?
- Таких детей и учителей немного. Хорошо, когда родители учеников с пониманием относятся к труду учителя, меньше требуют, жалуются, а больше помогают, поддерживают интересные учительские идеи. Я называю это «играть в одной команде». Вместе, а не против учителя и классного руководителя, ведь учителю чаще всего виднее. К примеру, где ребёнку лучше сидеть, чтобы он хорошо учился сам и не мешал другим.
Некоторым родителям ничего не стоит побеспокоить Президента страны по любому поводу, даже не поговорив ни с учителем, ни с директором школы. Другие обожают писать жалобы в прокуратуру, даже не выяснив до конца все обстоятельства, не разобравшись в ситуации. Их переполняет желание защитить своего ребёнка, даже если он не прав и ведёт себя недолжным образом.
Поэтому дети иногда тоже угрожают учителям прокуратурой в ответ на замечания, зная, что папа или мама будут на их стороне. Таких немного, но они провоцируют конфликтные ситуации в школах, доводят учителей до нервного срыва, а администрацию школы заставляют писать служебные письма в своё оправдание. Острых конфликтных ситуаций год от года становится всё больше, нервы сдают и у учителей, и у родителей. Мне кажется, что надо просто быть более внимательными, не пытаться силой разрешить ситуацию, а попробовать сначала понять друг друга, поговорить, помириться.
Безымянные герои
- Согласны ли вы с мнением, что в школе работают «безымянные герои»?
- Не все учителя считают нужным мириться, уходят. Остаются фанатично преданные своему делу педагоги, некоторых из них можно назвать «безымянными героями». Хотя почему безымянными? Всех хороших и любимых учителей люди помнят всю жизнь. Дети любят искренне. Они всегда смогут сказать, за что они любят того или иного учителя. Они уважают справедливых, строгих учителей, способных увлечённо и интересно объяснить материал, организовать непрерывную работу на уроке, но не любят тех, кто имеет любимчиков, скучно преподаёт свой предмет, непрофессиональных.
А ещё дети любят красивых и успешных педагогов. Мне нравится высказывание одного из классиков: «Учатся только у счастливых людей». Много вы видите таких в наших современных школах?
- А что надо сделать, чтобы в школах работали успешные и счастливые люди?
- На мой взгляд, платить им достойную зарплату, перестать оценивать труд учителя по представленным к отчёту бумагам, сократить в разы то огромное количество времени, которое учитель должен затратить на их написание, и хвалить учителей неравнодушных, интересных детям. Снижение бумажной бюрократии и моральная поддержка со стороны семьи и государства может нормализовать психологический климат в школах, а значит, сделать всех более счастливыми.