Об уважении
- Ты пропустил петлю, - говорит школьный учитель по труду мальчику, у которого не получается связать носок. - Не переживай. Зато табуретка у тебя получилась суперская.
Трудовик может себе позволить подобные успокоительные речи. С тех пор как он переехал из России в Канаду, его нервы стали просто образцовыми.
- Раньше я всем был должен: директору - помочь с ремонтом, завхозу - поставить незаслуженную пятёрку внучке, родителям - убедить, что сбор средств на туалетную бумагу - это их добрая воля. На-до-е-ло! Здесь за поборы увольняют так, что потом даже санитаром не устроишься. Государство не жалеет денег на образование - это же его будущее. Но родители всё равно бухтят, когда им говорят, что экскурсии платные. Наверное, идеальной системы образования нет нигде. В Канаде за списывание рефератов из Интернета пришлось даже ввести «вышку» - исключение учащихся - настолько распространено оно было. Но очень важно: здесь не мешают работать. Мой друг теперь преподаёт в университете Торонто. Знаете, что ему там особенно нравится? Уважительное отношение студентов и личный кабинет - и эта мечта русского учителя есть у всех его коллег.
Пока мы общаемся, выглядываю в окно. Там собирается группа добровольцев: старшие помогают младшим справиться с трудными домашними заданиями. Быть общественником в Канаде почётно. Попечителям школ, например, даже платят зарплату - порядка 5 тыс. канадских долл. в год (около 150 тыс. руб.). За это они должны постоянно следить за обстановкой в образовательном учреждении. Они же выбирают его директора. А уже сам директор привлекает на работу учителей. Глава школы не мучает преподавателей заполнением кипы ненужных отчётов, как у нас. Поэтому у них есть время и на подготовку к уроку, и на свою семью. Вот и приходит он на урок спокойный, с парой шуток про запас. Отсюда и у учеников хорошие результаты. «А это, в свою очередь, выгодно экономике страны в целом, - пояснила мне сотрудник Министерства образования Онтарио. - Какая связь? Вокруг успешных школ строится больше домов, потому что на них больше спрос. Ипотека здесь более чем доступная - 4-5% годовых, берут её молодые семьи, для которых важно, чтобы ребёнок пошёл не абы в какую школу».
О дальновидности
- У нас 18 обязательных предметов, среди них математика и русский, - рассказала мне директор одной из школ. - Слышала, что в России хотят дать им вольный статус. На радостях старшеклассники перестанут их изучать, а подрастут - локти кусать будут. Дополнительными могут быть йога или мировые религии. Но не основа основ! И ещё: нельзя бросать отстающих. У нас с ними летом спецшколы бесплатно занимаются. И в новом учебном году они чувствуют себя полноценными личностями в своём классе. А ведь главное, чему мы можем научить детей, - помогать самим себе, быть личностями. Хвастаться неприлично. Поэтому мы учим их анализировать ситуацию и правильно себя преподносить, чтобы, повзрослев, они не стали низкооплачиваемыми «лошадьми» - этаким «костылём» для начальства. Родителям говорим: за каждую мало-мальскую удачу ХВАЛИТЕ ДЕТЕЙ!
Только как же эти чудо-педагоги допустили, чтобы школьник, затравленный в социальной сети своими одноклассниками, покончил с собой? «ЧП бывают во всех странах. Вопрос: какие из проблем делаются выводы? -парировал высокопоставленный чиновник из Минобразования.
- Среди многих мер мы предприняли и такую: объяснили детям и родителям, что жалоба - это не доносительство. Если ученик видит, что кого-то обижают и нужна помощь взрослых, он должен (!) рассказать об этом директору, не боясь, что тот обнародует источник информации». Что удивительно: поговорив с учениками и их родителями, я убедилась, что они с педагогами и государством заодно - полное согласие, как в «розово-сопливой» мелодраме. Оттого-то у них и нет скандалов с липовыми стобалльниками по ЕГЭ - всё проверяет независимая (!) комиссия; трудолюбивым студентам нередко прощают образовательные кредиты (хотя они часто даются как беспроцентные ссуды). Чтобы избежать ошибок и застоя, каждые 7 лет пересматривается закон. Раз в 4-5 лет высаживаются десанты - специалисты, которые, например, в школах проверяют, то ли они получили от закона, что задумывали. Именно это и позволило сократить программу миграции по разделу «требуются с высшим образованием». Говорят, теперь Канаде нужны сантехники и плотники. Главное, чтобы не получилось: мы отдали учёных, учителей, а теперь ещё и «остатки» от слесарей.