Начался новый учебный год. За последнее время в школьном образовании произошли большие перемены. Как при этом изменилась жизнь учителя? Поменялось ли отношение к нему в обществе? Какие проблемы волнуют современного педагога? Об этом наш разговор с учителем математики Галиной Большаковой.
О математической грамотности
Ольга Савичева, «АиФ-Ярославль»: Галина Николаевна, школа №33, в которой вы преподаёте, одна из самых престижных в городе. Недавно она вошла в топ-200 лучших школ России, единственная в Ярославской области. Трудно работать с элитными детьми?
С 5-го класса ребята получают дополнительное математическое образование в кружках, где работают преподаватели университетов. Принимают участие во всевозможных конкурсах и олимпиадах. Лучшие из них ездят в летние и зимние математические лагеря, где в течение трёх недель занимаются любимой наукой. А по опыту работы я знаю, что лагерная смена по своей насыщенности бывает равна целому учебному году.
Наконец, в 8-м классе мы переходим на специализированную программу по обучению математике на уроках.
Конечно, с такими ребятами очень интересно работать, но совсем непросто: к 10 - 11-му классам их математическая грамотность может превосходить твою.
Проблем много
- Какие проблемы, на ваш взгляд, необходимо срочно решать в современном школьном образовании?
- Первая - понизился статус профессии учителя. Началось это ещё в перестроечные времена. Если раньше к нашей профессии общественность относилась уважительно, то сейчас учителя - просто обслуживающий персонал.
Проблемы в школе бывают в любом классном коллективе, и решать их надо сообща, сотрудничая, а не враждуя друг с другом. Должно быть содружество учителей, родителей и учащихся. А сейчас у нас иногда находятся такие родители, которые любую ситуацию решают с помощью жалоб, например, в прокуратуру. Своему ребёнку чуть ли не с пелёнок внушают, что он самый лучший в мире, самый умный и самый красивый. И когда ты говоришь ему, что он не самый, что другие такие же, а некоторые и получше, возникают большие проблемы.
Отсюда и отношение ребят к учителю, и, кстати, их выбор будущей профессии - желающих продолжить наше дело совсем мало. Людей в предпенсионном и пенсионном возрасте в образовании сейчас работает очень много. Возникает вопрос: кто будет учить детей, когда они уйдут?
Следующая проблема связана с новыми технологиями. В последние годы в школы стараются поставлять технику, чтобы она использовалась на уроках и облегчала процесс учения. Но педагогов надо научить с этой техникой работать, нужны специалисты, которые будут её обслуживать, требуется соответствующее программное обеспечение. И возникает такая ситуация, как например, с интерактивными досками. В город поставили доски пяти различных видов, и поэтому даже если организуются курсы по грамотному использованию доски, то часто они проходят впустую, потому что в классе у конкретного учителя висит совершенно другая доска и работает она на других принципах.
Но мало научиться работать с техникой - надо суметь вписать эту технику в учебный процесс. А для этого нужно соответствующее программное обеспечение, которого не хватает, и учителя вынуждены сами его создавать.
Третье: в советское время все учились по одним книжкам - сейчас создано много учебных комплектов. С одной стороны, это плюс: учитель с классом может выбрать тот, что соответствует его ученикам, направлению школы и т. д. Однако есть и другая сторона медали: когда учитель работал по одному учебнику 15 лет, он знал его практически наизусть, и его реакция на уроке была более профессиональная и быстрая. А осваивать новый учебник не так уж и просто: требуются силы, время, соответствующий дидактический и раздаточный материал, который иногда приходится педагогу тоже делать самому. В связи с этим работа, конечно, усложняется, и качество преподавания просто-напросто снижается.
Ну и последнее: в связи с различными комплектами учебников сейчас учителям вменили в обязанность написание так называемых рабочих программ. Причём если 5 - 7 лет назад эта рабочая программа могла в печатном виде занимать 7 - 8 листочков, то сейчас их 170! Представьте, учитель в августе должен написать, какие компетенции, общие учебные действия на каждом конкретном уроке он будет развивать у учеников в марте. Мало этого, он должен написать, какое конкретное домашнее задание он задаст на этом уроке. Не знаю, кто мог это придумать и кому это надо, но я, много лет проработав в школе, не могу ответить, что я задам ученикам в марте на дом. И даже не знаю, какая тема урока у меня будет 11 марта, потому что жизнь течёт, различные обстоятельства влияют на планирование работы: болезни, карантины, проблемы, о которых я сейчас просто не знаю. План получается формальным. Зачем мы месяц отпуска должны тратить на то, что никому не нужно?!
Не учитываются реалии
- Какие ещё нововведения в школах, по вашему мнению, оказались неудачными и ненужными?
- Сейчас введены стандарты второго поколения в образовании, в которых прописана так называемая внеурочная деятельность. Дополнительное развитие детей - это, конечно, благо, можно охватить больше сфер деятельности, в старших классах - это исследовательская, поисковая работа. В принципе педагоги этим занимались всегда, добровольно, на бесплатной основе. Сейчас это попытались включить в сетку, чтобы труд каким-то образом учитывался и оплачивался. Но сразу появилось много проблем. Где этим всем заниматься? У нас, к примеру, школа занята с утра до вечера, найти свободный класс очень сложно. Как найти специалистов, которые научат детей какому-то конкретному делу? Их тоже нет. Идеи в стандартах заложены хорошие, но их воплощение не продумано.
В крупных городах для детей, занимающихся в музыкальных, художественных школах, спортивных секциях, это вовсе не нужно. Сейчас, правда, власти пошли на попятную: родители могут написать заявление и отказаться от дополнительного образования своих детей в стенах школы.
Быть всегда на виду
- Поскольку учитель - человек публичный, он должен хорошо одеваться, посещать тренажёрные залы и салоны красоты, полноценно отдыхать. А также повышать свой интеллектуальный и культурный уровень, постоянно бывая на концертах, выставках, спектаклях. Сколько, вы считаете, должен сегодня получать учитель, чтобы выполнить все эти пункты?
- Ну, к примеру, я на свою зарплату себе всего этого позволить не могу. (Смеётся). Да, мы идём на Волковский театральный фестиваль, выбрали спектакль, но билеты купили на галёрочку. А некоторых учеников мы увидим в партере.
Где-то были опубликованы данные, что средняя зарплата в образовании в Ярославской области сегодня около 30 тысяч рублей. Но, к сожалению, мало кто знает, что большая часть педагогов вынуждена работать на полторы, а то и на две ставки. Даже учителя начальных классов по два класса берут - один в первую смену, другой - во вторую. Для того чтобы учитель не работал во вторую смену, он должен получать в пределах 40 - 50 тысяч, по крайней мере, в нашем регионе. И то он вряд ли сможет выполнять все требования, которые вы перечислили.
- Каких перемен вы ожидаете в школьном образовании в ближайшее время?
- Думаю, никаких изменений в школе я уже не застану. Реформа новая, конечно, может грянуть, мы уже к ним привыкли. Вопрос - зачем?