В тихом городке у моря. Как ярославцы отдыхали этим летом в Крыму

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30. Аргументы и Факты - Ярославль 23/07/2014
Керчь стала местом отдыха ярославцев.
Керчь стала местом отдыха ярославцев. / Юлия Терещенко / АиФ

Мы с друзьями решили в этом году отдохнуть в Крыму, а ещё конкретнее - в Керчи. Дорога, правда, нас ожидала не из самых лёгких, зато впереди - тёплое море, песчаные пляжи, дискотеки и весёлое времяпрепровождение!

400 рублей - и кури!

Сначала мы доехали до Москвы, а там пересели на поезд до Анапы. Наш путь должен был занять два дня.
Поезд до Анапы нам попался не самый лучший. Старый вагон, не работавший во время стоянок кондиционер, про санузел и говорить нечего. Постельное бельё было старым, а из одеял, которыми нам предлагали укрываться, вдруг вывалился огрызок яблока.

Приняв неудобства как данность, мои друзья столкнулись с ещё одной проблемой. Большинство из нашей компании - курильщики, а курение в тамбурах поездов теперь под запретом. Как быть? Через час после отправки к проводнице выстроилась очередь из жаждущих подымить. Оказывается, ситуация разрешается очень просто. Мои друзья, как и остальные пассажиры, купили за 400 рублей у проводницы пачку чая, ручку, лотерейный билет за… возможность спокойно посмолить в тамбуре! Как пояснила женщина, их ругают за то, что не распродают сувениры, а тут двойная выгода - и залежалый товар продала, и денег получила, и пассажиры довольны!

Страсти на переправе

На железнодорожный вокзал Анапы мы прибыли рано утром. Нам предстояло ждать несколько часов автобуса, а потом трястись в нём, добираясь до парома. Поэтому мы решили взять такси и, скинувшись по 850 рублей с человека, сели в машину.

Пока ехали по Анапе, поразились чистоте, которая царит на улицах города, - ни единой бумажки! Белые остановки не обклеены, как у нас в Ярославле, объявлениями.

Туристов в Керчи немного, и большинство из них предпочитают проводить время на пляже. Фото: АиФ / Юлия Терещенко

Вдоль трассы - огромные поля подсолнухов и виноградники. От вида ровных дорог, которые будто вчера проложили, у нас захватило дух. Наш водитель удивился, узнав, что в Ярославле дорогами не принято хвастаться.

- Значит, когда приедете в Керчь, почувствуете себя как дома! - усмехнулся таксист.

За несколько километров до парома мы увидели длиннющую пробку. Объехать такое количество машин было невозможно, и нам пришлось двигаться по обочине другой полосы. Доехав примерно до середины пробки, мы заметили, что дорога перегорожена автомобилями. Таксисту пришлось выйти и попросить убрать машины, но тут же подлетели водители и набросились на него. Кричали, чтобы мы развернули автомобиль и встали в конец пробки, никак не хотели понять, что перед ними таксист, который занимается извозом. Минут через 10 страсти улеглись, и нам разрешили проехать. Наш водитель пояснил, что люди буквально озверели, они стоят в очереди на паром по трое суток, а вокруг нет ни магазинов, ни туалетов.

До паромной станции водитель нас везти не решился, сказав, что там точно не пропустят, и проводил нас пешком.

Маршрутки и еда - дешёвые!

И вот, наконец, Керчь. Сойдя с парома, мы уселись в маршрутку. Она оказалась на удивление чистой и светлой. Оплату там принимают, когда человек выходит. Стоимость поездки тоже поразила - 10 рублей, а для пенсионеров и льготников - в два раза меньше. Проезд в общественном транспорте - всего 5 рублей.
Но как только выехали на улицы города, стала понятна ирония таксиста: здесь действительно нет дорог. Асфальт многократно латали, но не меняли, где-то ямы и провалы. Ситуация во дворах ещё хуже - там дороги напоминают разбитые сельские колеи.

Устроились жить мы у друзей. Когда разложили вещи, пошли в магазин за едой. Цены на продукты опять приятно удивили: в Ярославле всё дороже в два, а то и в три раза! Купив продуктов на 1000 рублей, мы уложили их в большие пакеты и потом не заходили в магазин ещё 4 дня.

Местное население предпочитает ездить за едой на рынки. Здесь фермеры продают свои овощи и фрукты, всё толькотолько с грядок или из сада, собственные свежие молочные и мясные продукты.

Кстати, не раз мы наблюдали картину, как во дворе обычного панельного дома подростки собирают вишню или сливу, а затем несут продавать на рынок.

По вечерам детвора играет на детских площадках без присмотра взрослых, люди постарше предпочитают сидеть в палатках и распивать вино или пиво.

Фото: АиФ / Юлия Терещенко

Ничего не строят

В путеводителях указано, что большинство пляжей Керчи песчаные, но в основном на берегу моря лежит ракушечник. Пляжи не оборудованы лежаками и кабинками для переодевания. Единственное место с такими удобствами - центральный городской пляж.

Стоит сказать, что люди там не следят за чистотой, в раздевалках висят пакеты с вываливающимся мусором, на берегу нередко видишь осколки от бутылок. Добираться до некоторых пляжей нужно не меньше часа, а то и больше.

В Керчи мало туристов, здесь нет отелей и каких-либо развлечений, это тихий провинциальный город, где люди не боятся оставлять свои автомобили открытыми на ночь. После десяти вечера редко можно встретить на улице человека.

На центральной улице Керчи - проспекте Ленина, как и в центре Ярославля, расположены кафе и магазины. Единственная достопримечательность города - гора Митридат, где расположена братская могила воинов, погибших в Великую Отечественную войну.

К слову сказать, в городе ничего не строят. Ни торговых центров, ни домов. Все постройки здесь советских времен, штукатурка с домов сыплется.

Аджимушкайские каменоломни

Оказаться в Керчи и не побывать в Аджимушкайских каменоломнях - значит зря приехать в этот город. В 1942 году здесь скрывались советские солдаты с мирным населением,  когда город захватили фашисты.
Перед входом экскурсовод объясняет, что спускаться группа будет на 15 метров под землю, а там нет освещения, кроме трёх прожекторов, которые берут с собой туристы.

Мемориальный комплекс «Аджимушкайские каменоломни» - одно из самых посещаемых мест. Фото: АиФ / Юлия Терещенко

В каменоломнях холодно, температура достигает 10 градусов, а то и меньше. Потолки низкие, часто приходится пригибаться, от прожекторов толку мало. Больше всего в этом мрачном месте впечатляет кладбище детей, которые погибли во время осады города. Взрослые и дети оставляют здесь игрушки и цветы, всё кладбище буквально усыпано игрушками. Ребёнок из нашей группы тоже положил к мемориалу свой мячик.

Работы нет

Пока отдыхали в Керчи, мы много общались с местными жителями: они жаловались, что молодёжь из города уезжает, поскольку  предприятия  давно закрылись, а больше здесь работать негде. И ещё их очень беспокоит то, что, вероятнее всего, у них скоро всё будет дороже.

На обратном пути в Ярославль мы горячо обсуждали увиденное. Друзья говорили о том, что им понравилось тёплое море и замечательная природа, радовали и цены на продукты, которых в нашем дорогом Ярославле не найдёшь. Однако общее впечатление от Керчи - ощущение разрухи. Красивый город, который омывают два моря, пустеет и разрушается. Возможно, после того, как возведут мост через Керченский пролив, здесь всё оживёт, начнут работать предприятия, ремонтироваться дороги и сюда вернётся молодёжь.