На днях в перелеске между посёлком Долматово и Юбилейным мостом ярославец наткнулся на череп с пятнами крови. Что это, неужели следы сатанистов, забеспокоились ярославцы.
Принесли в жертву
Вообще, новость не на шутку напугала. Не исключено, что череп действительно является предметом ритуала сатанистов. Следователи установили: кровавые следы - краска, покрытая лаком. Как сообщил помощник прокурора Заволжского района Георгий Самойлов, сейчас назначены экспертизы, в ходе которых будет выявлена давность наступления смерти человека.
Беспокойство не случайное, в памяти горожан ещё слишком сильны воспоминания о ритуальных убийствах на Красном Перекопе в посёлке Текстилей.
10 лет назад несколько ярославских и рыбинских подростков создали неформальное молодёжное объединение, причислявшее себя к сатанизму.
Сначала члены группы в ритуальных целях убивали кошек и собак, устраивали погромы на кладбищах, выдёргивали кресты и втыкали их «наоборот», вскрывали могилы. Затем дело дошло до убийства.
Трагедия произошла в июне 2008 года. Члены группы, чтобы посвятить в сатанисты девушку и парня, принесли в жертву четверых подростков.
В 2010 году состоялся суд, все получили от 2 до 20 лет заключения (лидеру шайки). Мягкость наказания объясняется тем, что большинству молодых людей на момент совершения преступления не исполнилось 18 лет.
Ещё одному участнику «клана» был поставлен диагноз «шизофрения» и назначено принудительное лечение.
Прошло шесть лет. Девушка, которую посвящали в сатанисты, получившая 6 лет исправительной колонии, в 2011 году была освобождена из-за смертельного онкологического заболевания. Сейчас её уже нет в живых.
«Один молодой человек уже на свободе, - рассказал адвокат Олег Кононов, занимавшийся делом сатанистов в 2008 году. - Все остальные, за исключением совершеннолетнего на момент преступления, выйдут из тюрьмы в 2017-2018 годах. Навряд ли за ними будет осуществляться контроль со стороны правоохранительных органов. Несмотря на ужасающие подробности преступления, оно было совершено по малолетству, а осуждённые не являются рецидивистами».
Ушли в тень
Пока «старые» сатанисты отбывают последние месяцы заключения, не появились ли у нас новые? И вообще, есть ли сегодня в Ярославской области ячейки сатанистов?
«Конечно, тут и сомневаться не надо, - уверен Евгений Мухтаров, уполномоченный Центра религиоведческих исследований по Ярославской области, член совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при управлении Министерства юстиции РФ по Ярославской области. - Как есть вообще везде, во всех регионах. Другое дело, что после того случая на Красном Перекопе они не отсвечивают, ушли в тень окончательно. Даже аккаунты в соцсетях многие из них поудаляли».
Евгений Олегович сообщил, что в Ярославской области действуют представители около 100 сект - от огромных, достигающих 10 тысяч человек, до карликовых.
«Одни зарегистрированы в качестве религиозных организаций, другие существуют под видом общественных объединений, движений, разного рода клубов и групп по интересам, - пояснил наш эксперт. - Широкое распространение получили так называемые психокульты, работающие под видом разного рода «курсов личностного роста», «школ успешности», «семинаров по воспитанию женщин-богинь».
«Изменились методы работы самих сект, - пояснил Евгений Олегович. - Они всё чаще участвуют в политической деятельности, закрепляются в экономическом секторе, идут «в народ» под прикрытием осуществления разного вида благотворительных проектов, и т.д. Препятствовать деятельности сектантов трудно в силу несовершенства нашего законодательства, в которое только последнее время стали вноситься нужные изменения».
Привет из Советской России
Мария Александрова, кандидат исторических наук:
«Секты в России стали появляться начиная с XVII века - с периода раскола в Русской православной церкви.
Позднее, уже в Российской империи, возникали секты, отрицавшие иконы или веривших в перевоплощение Христа, но как правило они не несли в себе опасности для окружающих.
Что касается сатанистов, то они появились сравнительно недавно - уже в советской России, в 1970-е годы и быстро привлекли внимание правоохранительных органов как угрожающие обществу организации. При этом в отличие от западных сатанистов российские часто придерживаются националистических позиций. Не все сатанисты настроены агрессивно, но нередко именно с ними связывают акты вандализма на кладбищах, а иногда и ритуальные убийства».
Серьёзный стресс
Александр Галанов, психолог, член совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при управлении Минюста РФ по Ярославской области:
«За последние 8 лет в Ярославле не возникало проблем, связанных с деятельностью сатанистов, их обрядами и культами. Мы не слышали реальных историй в общественном пространстве.
В ситуации с найденным черепом всё зависит от возраста костей и того, сколько времени он пролежал в лесу. Следы красной краски, но не крови, говорят о том, что череп, скорее всего, выступал в роли «сувенира». Здесь логичнее говорить о готах, к которым сатанисты не имеют отношения.
Готическая культура – это реакция молодых людей на осознание своей конечности в мире, а это серьёзный стресс, с которым нужно справиться. Существует несколько способов его преодоления, в том числе высмеивание и взаимодействие».
Суррогатная жизнь
Почему люди попадают в секты?
Надежда Клюева, доктор психологических наук, профессор ЯрГУ им. П.Г. Демидова:
Во-вторых, секта представляет собой структурированную жизнь, которая не подразумевает каких-то неожиданностей. Внутри неё существуют нормы и правила, постоянно повторяющиеся ритуалы и обычаи. Настоящая жизнь полна непредсказуемых поворотов, в то время как сила сектанства заключается в определённости. Это снижает тревогу человека, даёт ему чувство иллюзорного комфорта.
И, в-третьих, как считал Зигмунд Фрейд, религия - это коллективный инфантилизм. Человек вместо профессионального развития, творчества, созидания и строительства семьи выбирает инфантильный способ жизни. По сути, это бегство от ответственности. В сектах трансформируются ценности, которые важны для психического здоровья и благополучия, и это может носить патологический характер. Это псевдореальность, суррогатная жизнь, со своими условными отношениями.
Если человек уже попал в секту, то необходима серьёзная психотерапевтическая работа.
Поэтому важно уделять внимание непосредственно профилактике. Речь идёт о здоровых отношениях внутри семьи - быть в контакте с близкими, слушать, слышать и понимать друг друга, поддерживать в тяжёлых ситуациях. Тогда риск попадания в секту становится минимальным, так же как и с остальными видами зависимостей - наркотической, алкогольной, игровой.
Наиболее подвержены риску люди кризисных возрастов - это подростковый период, юность, 40 лет и возраст выхода на пенсию. В это время человек пытается найти новые варианты проявления себя».