«Эпидемия» круглых дат вроде столетия революции частенько может быть полезной. Свежий взгляд на историю страны, города, местности помогает не только оценить её значимость, но и порой подсказывает «плодотворные дебютные идеи». Не пора ли заново открыть Ярославль для его жителей и путешественников?
Об этом корреспондент «АиФ» побеседовал с кандидатом исторических наук, доцентом истфака ЯрГУ им. П.Г. Демидова Ниной Обнорской.
«Городские» против «фабричных»
Игорь Велетминский, «АиФ-Ярославль»: Нина Владимировна, дискуссии о том, как предпринимательство влияло на город, идут всегда. На этот раз - в контексте истории Красного Перекопа как неофициального «второго центра» Ярославля. С чего началась его биография?
- И в те времена, выходит, экономика развивалась отнюдь не хаотично.
- В эпоху реформатора Петра Великого шло создание так называемого «регулярного государства», именно поэтому нужна была своя мощная промышленность для обеспечения армии, ведь Россия вела Северную войну. Власть даже объединяла капиталы купцов для обеспечения разнообразных нужд набирающей мощь державы. Продукция Ярославской мануфактуры, по словам современников, «чистотой работы равнялась английской». Бывали случаи, когда иностранцы скупали в Ярославле «знатное количество столового белья и опять продавали в России под видом английского гораздо дороже».
После появления фабрики постепенно сложилась особая общность её рабочих, живших практически в отдельном населённом пункте. Поначалу это были крепостные, переданные для работы на фабрике и, как и в деревне, не имевшие права покидать место работы. Такой тип индустриального производства получил название посессионных мануфактур. И порой новые жители тогдашнего Ярославля активно противопоставляли себя «городским» - жителям нынешнего центра города. Известны случаи, когда зимой на льду Которосли «стенка на стенку» сходились «городские» и «фабричные». Это можно считать прообразом двух центров нашего города - с разными укладами жизни и традициями.
Чай - хорошо, корпуса - лучше
- В чём же были ключевые отличия и предпринимателей-фабрикантов, и рабочих того времени от ярославцев исторического «первого центра»?
- Если обратить внимание на девятнадцатый век, когда место крепостных начали занимать наёмные работники, то большинство рабочих на ЯБМ были не ярославские, а «пришлые». К нам ехали наниматься в рабочие жители близлежащих губерний, особенно много - Владимирской. Оттуда ещё в докапиталистический период привозил крепостных на Ярославскую мануфактуру ставший в 1767 году её новым владельцем Савва Яковлев. У них была тяга к промышленному труду, а вот ярославцы предпочитали работать в сфере сервиса, торговли. Уезжая на отхожий промысел в столицы, нередко были в числе трактирной обслуги: отличие красноречивое. Конечно, «фабричные» могли и выпить, и чужаков побить, недаром Перекоп имел славу «бандитского района». Но новый промышленный уклад, модернизация пробивали себе дорогу именно там. Здесь было много многоэтажных - по меркам того времени - каменных домов - ещё один контраст с двухэтажным историческим центром.
Очень важно, что в сознание предпринимателей в середине XIX века проникает мысль, что промышленность - дело более стабильное, чем торговля. Московские купцы первой гильдии, уроженцы Ярославского края Карзинкины в середине XIX века выкупили ЯБМ и начали её переоборудовать, даже перенеся промышленные площадки на новые территории, строили корпуса для рабочих, внедряли новые технологии. Фабрика стала крупнейшим предприятием, во многом определившим развитие губернии.
- Но для этого ведь понадобилось сначала отбросить архаичные феодальные способы хозяйствования?
- Тогдашнюю ситуацию хорошо поясняет аналогия с СССР последних лет его существования.
Безработицы нет - таков был базовый принцип социальной политики. И внедрять новые технологии в таких условиях руководители просто не могли. В итоге, к примеру, на одном из ярославских заводов было 8 тысяч рабочих, в то время как аналогичный объём продукции за границей выпускали компании с тремя сотнями сотрудников. Именно такой кризис был и в девятнадцатом веке при крепостном труде на предприятиях. Его преодоление и сделало возможным настоящий прорыв в текстильном деле, продолженный и после национализации фабрики в 1918 году (четырьмя годами позже в честь прорыва укреплений «белого барона» Врангеля на Перекопе в Крыму и появилось нынешнее название предприятия, а заодно и окрестной территории).
Миф о «третьем поколении»
- Социальной ответственностью бизнеса, как сейчас говорят, ярославские промышленники прониклись тогда? Или ждали революции?
- Труд на фабрике, а к началу XX века рабочих насчитывалось более 11 тысяч, был очень тяжёл и вреден. Не случайно на предприятии были отмечены крупные стачки. И, когда власти во избежание эксцессов начали разрабатывать рабочее законодательство, предприниматели даже опередили его требования. По своей доброй воле сократили рабочий день до девяти часов. В сравнении с 12 или 11,5 часами, как это было тогда почти повсеместно, - это огромная разница. Строились больницы, школы для детей рабочих и другие социальные объекты. Предприниматели видели, что «закручивание гаек» не принесёт пользы их бизнесу, и их социальная политика была, что называется, улицей с двусторонним движением.
- Революция 1917 года стала радикальным продолжением этой линии. И нельзя не отметить, что пролетариат закоторосльной части Ярославля активно поддержал большевиков.
- Да, это было заметно и при голосовании за депутатов Учредительного собрания в ноябре 1917 года, когда перекопцы отдали предпочтение партии большевиков, и при подавлении мятежа в июле 1918 года. Пролетариат «второго центра» очень решительно выразил свою поддержку курса на революционное переустройство общества. А оценки этого и тогда, и сейчас были самые разные.
- А у предпринимателей постсоветского «розлива» уже прорезалось чувство долга перед согражданами?
- У деловых людей XVIII-XIX веков, о свершениях которых мы говорим, была большая жизненная школа: от купцов, занимающихся торговлей, до промышленников европейского уровня, понимающих роль образования и именно поэтому поднявшихся на этот уровень. Эти люди много сделали для Ярославля, что подтверждают исторические исследования. В их среде было принято резко отделять себя от богачей-выскочек, сделавших большие деньги на каких-то тёмных операциях («новых русских», как бы мы сказали сейчас). Есть расхожее представление о том, что первое поколение предпринимателей создало капитал, второе его преумножало, а третье - проматывало. Но весь ход событий показывает, что к продолжателям дела основателей мануфактуры это не относится. У новейших предпринимателей такой респектабельной предыстории нет, они все «вышли из девяностых». Оттуда и нравы: быстро выжать максимум «бабла» из доставшегося благодаря так называемой приватизации бизнеса и ощущать себя хозяевами жизни.
- «Реанимировать» идею о «втором центре», вне всякого сомнения, затея соблазнительная. Но как ей придать тот самый деловой дух, который пронизывает историю Перекопа?
- История посёлка, возникшего на заре промышленной революции, несомненно, очень большая и важная часть истории Ярославля. И для туристов это не менее интересно, чем зона ЮНЕСКО: ландшафт, архитектура. Нужно развивать всю набережную в сторону Красного Перекопа, а затем и сам Перекоп. Там есть что показать: уникальные здания промышленного и гражданского строительства, ЯБМ, Петропавловский парк. Сейчас он в плачевном состоянии, но его необходимо обустраивать и приводить в порядок. Проектов уже немало, пришла пора их реализовать. Но при этом нельзя потерять прежний дух, который и делает Перекоп уникальным. И со временем он займёт достойное место в туристических маршрутах Ярославля.