Ярославль, по версии международной экологической организации Гринпис, оказался в «Красной группе» российских городов. Риски опасного загрязненного воздуха эксперты сочли высокими, а действия властей по их снижению - недостаточными.
Растущий парк автотранспорта становится всё более сильной угрозой здоровью людей. По опросам экологов, качеством воздуха в городе довольны меньше четверти жителей.
МОБИЛЬНОСТЬ ЗЕЛЁНАЯ
Организация «Гринпис» отправила запросы в администрации 77 самых крупных городов страны на тему, как они решают проблему загрязнения воздуха автотранспортом. А полученные ответы, вместе со случаями молчаливого ухода от них, и стали основой составленного рейтинга. Элемент субъективности, как видим, немалый, но в качестве ориентира такие исследования весьма полезны.
Экологи разделили российские города на три группы. В «зелёную» попали города, администрации которых декларируют намерение двигаться в сторону так называемой «зелёной мобильности». Этот ныне модный термин означает готовность многих людей пересесть с личного авто на общественный транспорт, а властей - обеспечить развитие электротранспорта и создавать велодорожки. «Жёлтая» группа - промежуточная: городские власти недооценивают важность экологизации транспорта, хотя у них есть некоторые инициативы в этой сфере. «Красная» группа включает в себя те города, администрации которых явно запаздывают в «игре на опережение» экологических рисков.
В «зелёной» группе оказались лишь Москва, Екатеринбург, Уфа, Ижевск, Казань, Санкт-Петербург и соседнее с нами Иваново, выбившееся в лидеры рейтинга благодаря тому, что ставка в развитии общественного транспорта сделана на троллейбусы. Кроме того, недавно мэрия начала работу по обустройству велосипедных дорожек, а ввод в действие в этом году «Западного обхода» позволит вывести транзитный транспорт за пределы центра города.
Пример столицы хорош по другим «срезам» темы: более 83% автобусов в Москве соответствуют экологическим стандартам «Евро-4» и «Евро-5», на парковках установлено 78 зарядных станций для электромобилей, скоро их количество удвоится.
Казань участвует в программе ООН «Сокращение выбросов парниковых газов в городах России».
САМЫЙ АГРЕССИВНЫЙ ЗАГРЯЗНИТЕЛЬ
Но большинство российских городов, в том числе несколько миллионников, оказались в «красной» группе аутсайдеров рейтинга.
«Согласно ответу администрации Ярославля в городе планируется внедрение новой маршрутной сети общественного транспорта. В числе мер - исключение дублирующих маршрутов. Отмечается, что троллейбусы и автобусы должны работать последовательно, но быть разведены по расписанию и скорости. Эти меры никак не улучшат чистоту воздуха в Ярославле, - считают эксперты «Гринпис». - А вопросы о создании зон с ограниченным движением транспорта и о поддержке велосипедного движения чиновники оставили без ответа. Качеством воздуха в городе удовлетворены 23% жителей».
«Порядка 80% всего объёма загрязнения воздуха в области приходится на автотранспорт. Уровень загрязнения вблизи автомагистралей более чем вдвое превышает среднероссийский, - рассказала руководитель Ярославского регионального отделения экологической организации «Зелёная ветвь» Лидия Байкова. - Половина городского населения проживает в условиях повышенного загрязнения воздуха. Жилые зоны Ярославля находятся под влиянием выбросов крупных предприятий, но при этом валовой выброс загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников сокращается, от автотранспорта - растёт».
«Выхлопные газы автотранспорта являются самым агрессивным загрязнителем: постоянные пробки, растущее количество автомобилей. Основными компонентами выхлопных газов являются оксиды углерода, азота и углеводорода. Присутствует в них и свинец, который является самым нежелательным микроэлементом в организме человека. Относительно чистым остаётся Заволжский район, поскольку там нет постоянных техногенных источников загрязнения атмосферы, - отметил заведующий кафедрой морфологии факультета биологии и экологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова Автандил Еремейшвили. - Сейчас около 30% городского общественного автотранспорта соответствует экологическому стандарту «Евро-4». Этот показатель нужно увеличивать, как и развивать электротранспорт, чему есть поучительные примеры ряда городов».
Итак, проблема - в очередной раз - обозначена более чем актуальная. Она помимо всего прочего показывает: чем больше в городе дорог, тем меньше пробок, а значит, и загазованности воздуха. Стало быть, строительство развязок, развитие инфраструктуры города чрезвычайно важно. Вместе с созданием властями стимулов для автомобилистов быть более гибкими и «экологически продвинутыми».