Примерное время чтения: 9 минут
1557

Тимофей Воробьев: «Раллийная атмосфера – этим надо дышать»

Из 60 лет жизни Тимофей Воробьев занимается автоспортом 50.
Из 60 лет жизни Тимофей Воробьев занимается автоспортом 50. / Тимофей Воробьев / Из личного архива

Тимофей Воробьев – легендарный автогонщик, мастер спорта, 8-кратный чемпион России, тот чей стиль пилотирования автомобиля не перепутаешь ни с кем другим. 

Он побеждал в гонках, где пилоты были и водителями, и механиками, автомобиль - и гоночным болидом, и техничкой, общая дистанция составляла порядка 1500 км, а скоростные участки 200-300 км.  Первым тестировал раллийный ситроен в России, а на ВАЗ-2108 выигрывал абсолютный зачет. Сейчас ярославский спортсмен руководит клубом СТК «МОТОР» и тренирует раллийных гонщиков.

Юлия Шатохина: Тимофей Иванович, 23 марта вам исполняется 60 лет. Сколько из них вы в автоспорте?

Тимофей Воробьев: В автоспорте я почти 50 лет. Осенью 1970 года отец, чемпион РСФСР по ралли, пришел с работы с вопросом: «В картинг пойдешь?» Я тогда учился в пятом классе. Виталий Жемчужников, руководитель секции, обучал нас слесарному делу, как работать с инструментом и готовить карт к выездам. Я понял, что это мое. В 11 лет с братом Александром на первые заработанные на кирпичном заводе деньги купили мопед. Так что техника всегда была.

2-    Перед стартом гонки. Тимофей Воробьев и штурман Дмитрий Сапегин.
Перед стартом гонки. Тимофей Воробьев и штурман Дмитрий Сапегин. Фото: Из личного архива/ Тимофей Воробьев

- А первые раллийные гонки?

- В 13-14 лет проехал ипподромную гонку в руле. Первые два своих ралли проехал в качестве штурмана (около 16 лет и после армии), но как-то не задалось у меня штурманское дело – ВКВ, нормы времени, найти все КП, четкое ориентирование в карте, схеме. На ралли «Белые ночи», изначально поехав справа, сменил пилота и попробовал себя в руле. И после этого пришел к выводу, что штурман я не особо успешный, лучше буду успешным пилотом. Первый гоночный авто, на котором я слева – переходная модель Москвича 412 в 2140.

- Ваши коллеги и болельщики говорят о вашем бесстрашии. Это так?

- Я вообще ничего не боялся! Да и сейчас трудно меня напугать, и за рулем, и рядом. Я не назову себя абсолютно бесстрашным человеком, например, высоты боюсь. Но в ралли меня ничего не смущает, поскольку опыт и ипподромных гонок, и контактных, и много «крыш» имеются в наличии. Может потому, что не было серьезных аварий – уставшая, как и у всех гонщиков спина, ребра ломал, коленку повредил, но это все мелочи, я считаю.

Фото: Из личного архива/ Тимофей Воробьев

А по поводу безбоязненности, маленький пример: вы представьте себя за рулем Москвича, несущегося по грунтовой лесной дороге на скорости 150 км/ч, раскачивающемся на ватной подвеске!

- Что вам дает ралли?

- Раллисты в те времена были очень уважаемые люди. А гоночная машина, впрочем, как и обычная – редкость. Адреналин, контроль над машиной, очень приятно было чувствовать, что справляешься с техникой лучше, чем другие – об этом говорили результаты. Но замечу, что они появились не сразу, в отличие от картинга. В ралли я дольше шел к победам. Специфическая дисциплина, требующая чутья, умения и водительского опыта.

- Какими качествами должен обладать гонщик? Ралли – дело для упрямых?

- Упрямства мне всегда было не занимать (смеется). Целеустремленность нужна. Физическая подготовка, зрение, выносливость, молниеносная реакция. Я даже не думал о поражениях, что это не мое – такого даже в голову не приходило. Просто шел к своей цели и считал, что всего добьюсь. Настолько упертым был. Наверное, это и есть основное качество.

- Все говорят о возрасте, снижении реакций, зрения и тд. А в прошлом году в очередной раз абсолютным чемпионом России стал Сергей Успенский, которому исполнилось 60 лет. Как прокомментируете?

- Комплекс причин. За Сергеем Вадимовичем стоят громаднейший опыт, великолепное оснащение, хороший коллектив и топовый автомобиль. Учитывая все эти факты, победить его крайне сложно.

Фото: Из личного архива/ Тимофей Воробьев

- А вы достигли своего предела?

- Нет. Думаю, на соответствующей технике смог бы еще фору молодым дать (смеется). Но не на длинных скоростных участках (более 30 км) – там уже не хватает здоровья.

- Что скажете по поводу уровня современных гонщиков в России по сравнению с прошлым?

- Сейчас другие требования. В свое время я выигрывал в абсолюте из 100 человек участников на допотопной технике. Сейчас так не получится. Повысились требования к технике, выросло мастерство, скорости. Современное ралли требует высокой точности пилотирования, слаженной работы экипажа и умения подготовиться, большой накат и деньги, которые на первом месте. От них и возможность тренироваться и получать накат.

- Посторонние люди часто спрашивают: зачем нужны гонки? Огромные траты, безумные риски, а на выходе что?

- Вопрос философский, здесь каждый решает для себя. Я попал в эту обойму с детства и от нее не отклонялся. Это моя жизнь. Сейчас у меня нет возможности гоняться, но я около гонщиков своей команды. Атмосфера. Мне надо этим дышать. Наверное, можно прожить без этого всего, но есть риск угаснуть. От жизни надо получать удовольствие – а для меня это автоспорт.

- Коснемся друзей в автоспорте. Существует взаимовыручка на гонках?

- Да, причем иногда очень внезапная и памятная. Вот случай. У нас, как гонщиков с периферии, колес не было специальных, но об их существовании хоть позже, но и мы узнали. На одной из гонок стартовали в одной зачетной группе с Аркадием Кузнецовым. Попросил его одолжить пару передних колес, он мне их дал, и в итоге я выиграл всю гонку, не дав никому шанса. Я бы, наверное, не поделился на его месте (смеется).

- Поговорим об интересных случаях?

- За такую долгую историю гонок у меня их миллион. Например, в 2008 году, ралли «Пено», тогда я уже выступал на полноприводном Mitsubishi Lancer. СУ «Корено» (очень узкий и закрученный), мороз под 30 градусов. Сходим из-за мотора. Техничке не подъехать. А теплую обувь я с собой не положил, в гоночных ботинках долго зимой не выдержишь. Так и пришлось греть ноги, стоя на моторе.

Кстати именно на лансере мне не удавалось никак победить надежность. На одной из псковских гонок загорелся моторный отсек. Сработала система пожаротушения, использовали оба огнетушителя – а все равно горим. К нашему счастью, сошли около болота. Прямо шлемами таскали воду оттуда и смогли потушить!

Дружный коллектив команды СТК «МОТОР».
Дружный коллектив команды СТК «МОТОР». Фото: Из личного архива/ Тимофей Воробьев

- Вас называют легендой автоспорта. Как думаете, почему?

- Наверное потому, что посвятил автоспорту 50 лет. Что не имея оснащения, выигрывал.  Например, когда я стал Чемпионом России в 2002 году в классе А8 за год набиралось 100 человек! Много спортивных званий, мастер спорта еще с советских времен, а тогда эти звания очень тяжело доставались.

Болельщики в свое время были так поражены победами при низкой оснащенности, что на финише одной из гонок, москвичи (мужчина с ребенком) подарили мне гоночный итальянский руль. Как только в ралли появились автомобили с усилителями (до этого мы ставили большие рули), начал с ним ездить. Сохранился до сих пор. Случаев таких очень много было, а этот запомнился.

- Немного истории и итогов раллийной школы СТК «МОТОР» в Ярославле?

- Секция ралли в Ярославле существует примерно с 1958 года. Множество именитых и быстрых гонщиков мы вырастили. 15 (а может и больше) мастеров спорта РСФСР и России, обладателей кубка России и Чемпионов России. На данный момент команда продолжает принимать участие в Кубке и Чемпионате России по ралли.

Досье
Тимофей Иванович Воробьев родился 23 марта 1959 г. Первое соревнование 9 мая 1971 г. – картинг, I место. В 1984 году выполнил спортивное звание Мастер спорта СССР. 1991 г. – Чемпион России в классе 1300; 1995 г. – Чемпион России в зачетной группе А7; 1996 г. – Чемпион России в зачетной группе А7; 2000 г. – обладатель Кубка России в абсолютном зачете; 2002 г. – Чемпион России в зачетной группе А8; 2003 г. – победитель Чемпионата России в зачетной группе А6; 2004 г. – победитель Чемпионата России в зачетной группе А6; 2005 г. – Чемпион России в зачетной группе N2; 2006 г. – Чемпион России в зачетной группе N2.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах