"Это безобразие! Это ужас какой-то!", "Обещали повышение не больше 12 процентов, а у меня вышло 24!" - с такими возгласами по поводу квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг за январь в редакцию обратилось сразу несколько читателей из Ярославля. Корреспондент "АиФ" обложился квиточками и постарался разобраться, насколько страшен этот ЖКХ-черт.
Вот так блуд!
Многие помнят осенние слова тогда еще губернатора Анатолия Лисицына: "Чтобы мне никаких бумаг по тарифной политике зимнего периода свыше 10 процентов повышения не приносили! Зимний период мы должны прожить, до мая, с тарифом, который в совокупности дает рост коммунальных услуг на 10 - 12 процентов. А этот блуд, что на 25 - 30 процентов тарифы будут повышены, только людей нервирует".
Этот "блуд", особенно когда он вырисовывается в твоем платежном документе, действительно выводит из себя. Тем более если слышишь от заместителя директора департамента городского хозяйства мэрии Ярославля Ирины Нигматуллиной аналогичные заявления: "Мэрия совместно с администрацией области приняли решение об увеличении тарифов на услуги ЖКХ в областном центре в среднем не более чем на 12%".
Смотришь в свой квиточек и недоумеваешь: вот же, вот цена за отопление в декабре, а вот - за отопление в январе, и разница между ними 18 %! А если в целом посчитать по всей коммуналке - 16%. Дурят нашего брата?!
Ты и я такие разные
Внимательное изучение нескольких квитанций, полученных жителями разных домов, сделало очевидной простую вещь, о которой сотрудники департамента городского хозяйства твердят не первый год: счета нам приходят очень разные. Правда, в этом году разница стала немного понятнее. Видимо, учитывая ежегодное недоумение, вызываемое цифрами в квитанциях, их составители решили присылать нам развернутые счета с указанием, что и по какому тарифу рассчитывается и сколько чего было потреблено.
Если теперь озадачиться и поспрашивать не соседей по площадке, а знакомых, живущих в домах девятиэтажных и пятиэтажных, со счетчиками и без счетчиков, с лифтом и мусоропроводом и без них, можно узнать до копейки и тысячной кубометра, кому положены какие нормативы и тарифы, и сильно удивиться. Как нам объяснили в ДГХ, только по холодной воде для разных домов существует 16 разных нормативов, свои тонкости есть и в распределении других услуг, поэтому цифры у каждого получаются свои.
Но, допустим, мы не настолько любопытны и хотим узнать только свой личный рост тарифов. Тут есть загвоздка - невозможность объективно сравнить свежую квитанцию с прошлогодними, поскольку количество потраченных или рассчитанных по нормативу гигакалорий и кубических метров нам раньше не показывали. Поэтому большинство из нас рост тарифов до сих пор отслеживает самым простым способом: берется общая сумма платежа за декабрь, сравнивается с общей суммой за январь и выводится разница в процентах. И получается у кого-то 11 процентов, у кого-то 14, а у кого и все 25.
Где собака порылась