Разобраться в обилии предложений пройти обучение будущему водителю сейчас очень непросто: велик риск и деньги потратить, и не получить знаний и навыков.
Своими оценками различных аспектов нынешнего образовательного процесса в автошколах поделился директор Спортивно-технического клуба «Мотор» города Ярославля Тимофей Воробьёв.
Надо бы повысить, да нельзя
Игорь Велетминский, «АиФ-Ярославль»: Тимофей Иванович, на рынке Ярославля работает очень много автошкол. Одни игроки исчезают, другие приходят. Можно ли обозначить общую тенденцию: средняя планка качества образования идёт вверх или снижается?
Игнорировать экономические трудности невозможно. Но, с другой стороны, автошколам нужны немалые вложения в развитие собственной материальной базы: это ведь не тот предмет, преподавать который можно, условно говоря, с ручкой и тетрадкой. Нужно платить зарплату инструкторам, величина которой, кстати, всё больше отстаёт от роста дороговизны жизни. Требуются немалые ресурсы, чтобы оплачивать аренду площадок, а они должны быть согласно нормативам не менее 0,24 гектара. Если же автошкола берёт в аренду материальную базу - а иной путь в нынешних реалиях просто нерентабелен - то развивать её она, конечно же, не будет. В случае, как, допустим, у нас, когда есть желание обучать помимо обязательной программы и более сложным навыкам, опять-таки автошкола сталкивается с нехваткой денег на обустройство необходимого полигона. Получается замкнутый круг: повышать стоимость обучения ради его высокого качества в конечном счёте надо, но нет возможности.
- Можно ли подытожить, что минимизация затрат негативно сказывается на качестве обучения?
- Отвечу так: качество образовательных услуг в нашей отрасли пока растёт, но только потому, что требования, которыми руководствуется ГИБДД, последовательно ужесточаются. Любой профессионал назовёт десятки примеров. Так, в 2014 году вступило в силу постановление Правительства РФ «О допуске к управлению транспортными средствами». Одно из самых главных изменений, которое оно внесло, - запрет самоподготовки при сдаче экзаменов на получение прав в ГИБДД. Это логично, ведь в автошколах не просто учат людей, а предоставляют им профессию водителя. Специальность же путем самоподготовки получать нельзя, что не требует доказательства.
Жёстко, но бессмысленно
- Линия на усиление надзора, судя по преобладающим настроениям общественности, находит определённое понимание.
- Это правильно: государство и должно быть взыскательным контролёром в сфере образовательных услуг. Хотя этот процесс имеет и оборотную сторону - зарегулированность, стремление государственных органов загрузить автошколы избыточными бюрократическими процедурами. Вот, к примеру, 31 января этого года вышли два приказа Министерства внутренних дел РФ, касающиеся порядка взаимодействия ГИБДД с организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Согласно этим документам теперь автошколы должны предоставлять сведения о своих учениках, допущенных к экзаменам, содержащие 28 различных пунктов. А раньше было всего три - фамилия, имя, отчество, год рождения, адрес. Новшество это бессмысленное, ведь вся другая информация о соискателях водительских прав и так «пробивается» сотрудниками ГИБДД по базе данных.
- Так как же сориентироваться дилетанту в море всяких школ?
- Не секрет, что в анкете, которую заполняют все учащиеся, есть графа: «Откуда узнали о нашей автошколе?» Самый ходовой ответ - рекомендация знакомых, уже отучившихся ранее. Конечно, это неплохой ориентир, но недостаточный. Другой распространённый ответ - реклама в СМИ и интернете. Когда человек видит постоянно появляющееся объявление автошколы, то невольно складывается впечатление, что это солидная структура, и возникает желание идти именно туда. Но на что надо обязательно обращать внимание? Оцените, какую собственную материальную базу имеет та или иная автошкола. Именно собственную. И насколько эта база отвечает требованиям, установленным нормативными документами.
- Есть и всевозможные рейтинги, которые учитывают многие показатели, в том числе количество обучающихся в школе, процент сдачи экзамена по вождению с первого раза, количество ДТП, совершённых выпускниками.
- Традиционные показатели - тоже информация к размышлению, хотя, к примеру, количество учащихся, сдавших экзамен с первого раза, в среднем по городу и региону падает. Это опять-таки подтверждает растущую строгость требований.
Купон «счастья»
- Какие можно назвать типичные признаки автошкол «с подвохом»?
- Известны многочисленные случаи, когда будущему водителю предлагается купить купон определённой стоимости, по которому предусмотрены очень заманчивые скидки. Ну а затем деятели такой недобросовестной автошколы начинают добирать деньги уже после заключения договора самыми разными ухищрениями вроде уплаты топливного сбора. Очевидно, что не может быть теоретический курс бесплатным, а, тем не менее, в подобные ловушки попадается немало людей. «Выгодное» предложение оборачивается выкачиванием денег.
Под вывеской автошколы может оказаться заведение, которое не учит, а только консультирует. После окончания таких курсов к экзаменам в ГИБДД не допускают. Чтобы не пришлось учиться дважды, внимательно читайте договор. В нём должно быть написано, что автошкола оказывает образовательные услуги, а не информационно-консультативные. Зайдите на сайт ГИБДД и проверьте, есть ли автошкола в списке одобренных площадок. Уточните, что входит в стоимость обучения, прописанную в договоре. Некоторые автошколы включают в неё только теорию и аренду автодрома, а вождение оплачивается отдельно. Всё это нужно узнать, и тогда сложится правдивая картинка по приглянувшейся вам автошколе.
- Порой ищут школу по принципу наименьших расходов не денег, а времени.
- Бывает, что человек приходит получить, допустим, категорию «А», уже имея водительские права другой категории и устойчивые знания. Но добросовестный поставщик образовательных услуг не имеет права уменьшить объём обучения. И вот тогда и появляется соблазн найти такую автошколу, в которой не будут выполнять эти требования закона. Но стоит ли ему поддаваться?
Причины и следствия
- На ваш взгляд, существуют ли причинно-следственные отношения качества подготовки водителей и количества всевозможных нарушений Правил дорожного движения?
- Статистика утверждает, что количество аварий снижается, как и смертей в результате ДТП. Но причина, по моему субъективному мнению, и я готов выслушать контраргументы, не в качестве обучения. Надо смотреть на другие факторы, прежде всего, на увеличение в несколько раз по сравнению с советскими временами парка легковых автомашин. Соответственно, скорость движения в городах падает, вот и меньше аварий, прежде всего, аварий с тяжкими последствиями. Не надо видеть закономерности там, где их на самом деле нет.
- Но связь между соблюдением автошколами стандартов обучения и числом водителей с чувством ответственности перед согражданами, думается, всё же есть.
- Именно поэтому, на мой взгляд, государству нужно найти способ, как поощрять, стимулировать автошколы к качественной работе. И в нынешних условиях нужно честно относиться к своему делу, не переступать грань, за которой начинается обман, непорядочность и нарушение закона. Но власть может и должна создать условия, когда такое поведение будет выгодно всем - и автошколам, и их воспитанникам.
Смотрите также:
- Диагноз - усталость. Политолог Александр Соколов рассказал о социальных болезнях ярославцев →
- «Массовая зачистка». Почему институтов и университетов становится меньше →
- Легче в космос полететь →