Первым в календаре идёт Спас Медовый. Мы отмечаем его 14 августа, а наши предки – 1 августа, по старому стилю.
«Ещё Медовый Спас называли Спасом Мокрым и Спасом на воде, - рассказывает историк Александр Бородкин. – Такое название уходит корнями глубоко в историю праздника. В православной традиции Медовый Спас отмечают в память о христианских святынях, переданных византийскому императору Мануилу. По преданию, они помогли одержать победу над сарацинами. Одной из святынь был образ Спасителя иконы Владимирской Божьей Матери. А в Ярославле стоит церковь Владимирской Божьей Матери, поэтому для нас это праздник особый».
По словам Александра Викторовича, русские связывали Медовый Спас с крещением Руси в 988 году. Поэтому каждый старался приложиться к частице Животворящего Креста Господня или окунуться в реку. Считалось, что при купании в этот день незамоленные грехи будут прощены.
«Ярославцы обязательно купались в этот день, - говорит историк. - Также в первый Спас в церквях освящали мёд. В Ярославской губернии была своя особая традиция - мёдом было принято угощать, поэтому наши предки в Спас ходили друг к другу в гости с медовыми пирогами с пшённой кашей или ещё какой-нибудь медово-спасской начинкой».
Второй Спас - Преображение Господне или Яблочный Спас. По новому стилю праздник приходится на 19 августа, по старому – на 6 августа. Яблочный Спас связан с библейским повествованием о преображении Иисуса Христа на горе Фавор.
«В этот день в Ярославской губернии освящали яблоки, впрочем, как и везде, - поясняет историк. - До Преображения Господня есть яблоки было запрещено, это считалось большим грехом. На Ярославской земле существовало поверье, характерное только для нашего региона. Согласно поверью, умершие во младенчестве дети на том свете не могут поесть райских яблок, если их родители ели яблоки до второго Спаса».
Кроме яблок, по словам Александра Бородкина, наши прадеды на Яблочный Спас освящали и другие продукты: картофель, горох, репу, огурцы. А в Ярославле у храмов всегда оставляли корзины с продуктами в пользу причта – церковного коллектива.
«Ярославцы обязательно угощали церковных батюшек, - уверяет Александр Викторович. - А те, у кого в доме была икона Преображения Господня, выносили её в сад, ставили под деревья и только после этого приступали к сбору яблок. Ещё одной местной традицией считается раздача плодов больным, нищим, детям и всем, у кого не было садов».
Третий Спас – Холщовый или Ореховый. Он приходится на 29 августа по новому стилю и на 16 – по старому. Он связан с преданием о нерукотворном образе Спасителя, чудесно появившемся на полотне при перенесении его из Одессы в Константинополь.
«К этому времени поспевали лесные орехи, начинались заготовки на зиму, - рассказывает Александр Бородкин. - Ярославские крестьяне в этот день уважительно говорили про орех: «Нет ни окон, ни дверей, посредине архирей». Кроме трёх Спасов в Ярославской губернии существовали ещё два праздника, имевшие колоссальное значение для города - Толгин день и Успение Пресвятой Богородицы».
В Толгин день – 21 августа по новому стилю и 8 по старому, все ярославцы отправлялись на богомолье. Центром праздника до сих пор остаётся Толгская обитель. Почитание Толгской иконы было велико. Как и сейчас, наши предки ходили в праздник на крестные ходы и массовые гулянья.
На 28 августа по новому стилю приходится Успение Пресвятой Богородицы. На этот день приходилось окончание жатвы и по традиции каждый хозяин приносил в церковь свежеиспечённый каравай и этим караваем в Ярославле обычно разговлялись после Успенского поста.
«Также особенным Успение было для ярославцев ещё и потому, что главным городским собором Ярославля был Успенский собор, - говорит Александр Викторович. - По всей Руси почитали Толгскую икону и икону Успения, но в Ярославле было особое восприятие этих праздников. Богородица, кстати, считалась одной из хранительниц Ярославля».
В этом году ярославцы и гости города смогут на праздники освятить плоды не только в церквях. А в Ярославском художественном музее-заповеднике 19 августа, в Преображение Господне, можно будет освятить яблоки.