Примерное время чтения: 4 минуты
44

Миллиарда евро нам бы хватило...

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16 18/04/2007

Откусить кусочек от стабилизационного фонда России? Подключить частный бизнес? Поставить во главе дорожного департамента китайца? В пятницу представители администрации области, дорожно-строительных организаций и Государственной думы Ярославской области пытались решить одну из самых острых российских проблем - проблему дорог. А точнее, бездорожья.

Добегались

Проблема действительно назрела обширная и сильно смахивающая на гангрену. Тревогу по бездорожью жители трубят уже давно, а после визита в прошлом году президента Путина трубить начали и во властных структурах.

Директор департамента дорожного хозяйства области Александр Никитин открыл депутатские слушания в Госдуме области цифрами: что ни цифра, то осиновый кол в многострадальные дорожные одежды Ярославии. Из всех дорог, проходящих по нашему региону, непосредственно областной собственностью является 6500 км автодорог. Из них от недоремонта страдают 5700 км. Страдают не первый год, и 910 км (практически каждая седьмая дорога межмуниципального сообщения) уже дошли до полного износа. До него же докатились шесть мостов из 335. При этом население активно обзаводится автомобилями, ежегодно количество транспорта на дорогах увеличивается на 20 - 25 процентов. Как ездят болезные - непонятно.

Это что касается существующих дорог. А сколько еще несуществующих! По самым скромным подсчетам департамента, чтобы дать людям возможность нормально передвигаться из одного конца региона в другой, необходимо построить 2700 км дорог с твердым покрытием.

Чтобы ликвидировать все недоремонты, области нужен 31 млрд. рублей. Срочно! Иначе через пять лет все развалится окончательно и денег потребуется в три раза больше. Да на строительство еще надо 20 млн. рублей (столько стоит один километр дороги непрестижной 4-й категории), умноженные на 2700 км... Умножили? Запутались в нулях?

Тояматоканава

На деле ежегодные средства на все про все (и на ремонт, и на содержание, и на строительство) ограничиваются 1276 млн. рублей - в 2,5 раза меньше, чем выделялось в 90-х. Налицо и результат. Если в 1996 году капитальным ремонтом облагодетельствовали 421 км дорог, а в 1999-м - 220 км, то с 2004-го больше 75 км в год отремонтировать не получается. Про строительство речи пока вообще не идет: последние два года мы стабильно вводим по одному километру - в 58 раз меньше, чем в том же 1999-м. Депутат Александр Дыма пришел в ужас от открывающейся перспективы: "Это что за ерунда-то такая! Что, мы будем 2700 лет строить?!".

Чем грозит развал уже имеющихся дорожных сетей в сочетании с нулевым строительством новых, объяснять не надо. В общем, запугал Александр Никитин депутатов, хоть сейчас все бросай и беги в Китай пешком, пока не развалились последние километры искусственных сооружений (мосты) и не износились окончательно в пыль дорожные одежды. Почему в Китай? В Китае с дорогами полный порядок и никакие "тояматоканава" ездить не мешают, о чем Никитин неоднократно вздохнул. За вздохи поплатился - депутат Андрей Ершов в сердцах предложил назначить директором департамента дорожного хозяйства китайца, поскольку другие способы кардинально улучшить ситуацию представляются еще менее жизнеспособными.

В самом деле, кто даст регионам на растерзание стабилизационный фонд, пусть даже дороги - это жизнь, будущее и сдерживающий инфляцию фактор? А чтобы выкарабкаться своими силами, нужно несколько лет весь бюджет области, все 19 млрд. кровных рублей, отдавать в дорожную отрасль.

Есть, конечно, еще варианты. Например, обратиться к правительству и Госдуме Российской Федерации с просьбой принять наконец закон об автомобильных дорогах и вернуть налог на пользователей автодорогами - одного транспортного налога не хватает, хоть убей. Или продавать участки уже имеющихся дорог бизнесменам. Но это все такие капли в море бездорожья, что как бы не сбылись слова главы Отрадновского сельского поселения Угличского района Владимира Абрамова: "Если не исправить ситуацию, то народ в сельской местности вымрет. Некого будет обслуживать, и дороги, конечно, будут не нужны".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах