Ей-богу, депутатов областной Думы надо награждать за мужество. Они никогда не знают, что их может ждать на очередном заседании: то ли крыша думского здания обвалится (судя по регулярным предписаниям срочно освободить то одно крыло, то другое), то ли в конфликт властных интересов попадешь. Второе вероятнее, но вот безопаснее ли... На последнем заседании, например, городская администрация с областной землю делила - натуральные бои гладиаторов.
А будет так...
На суд народных избранников предлагалось два проекта закона "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области - городе Ярославле" (мы уже писали о нем в статье "Атланты делят землю", N 14 от 4.04.2007 г.). Один проект за подписью губернатора Анатолия Лисицына, другой - за подписью мэра Виктора Волончунаса. По правилам честного боя обороняющемуся должны были дать фору, однако у политики свои законы, и первой удар нанесла администрация области.
После месяца переговоров, заседаний и поисков компромисса в Белом доме родился следующий немудреный вариант законопроекта: распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, будет администрация области, а мэрия продолжит заниматься черновой работой по выбору участка, сбору технических условий, проведению аукционов и оформлению всевозможных актов.
"Администрация области не собирается отбирать у мэрии города Ярославля право на распределение земельных участков под застройки, - сказал губернатор. - Мы не собираемся воздействовать на процедуру согласования участков, какая сегодня отработана. Мэрия так же будет готовить всю документацию на выделение участков, проводить тендеры. Деньги за тендеры пойдут в копилку бюджета города... Мы хотим просто усилить контроль за целевым использованием участков в городской черте Ярославля".
В рамках усиления контроля губернатор отклонил предложение мэра, по которому администрация занималась бы только участками площадью более 1 гектара (их же можно распилить на маленькие, и кто докажет, что было больше гектара?). Мэрии позволят почти самостоятельно распределять участки под некапитальное (ларьки, киоски, навесы) и жилищное строительство. Почему "почти"? Потому что самостоятельно, но "по согласованию с администрацией области". Так гласит закон.
Вид сбоку
Ответное слово под названием "О мифах и реалиях" вместо уехавшего в отпуск мэра держал его первый заместитель Валерий Величко. Пожалуй, больше всего возмутил городские власти миф о том, что без закона администрация не может оказывать влияние на городские застройки. "Мы постоянно контактируем с департаментом культуры и туризма, - разъяснял депутатам Валерий Васильевич. - Без согласования с ним в Ярославле практически ничего не строится!" Величко даже упрекнул областные власти в том, что они недостаточно влияют на застройку: "Новый генеральный план развития города направлялся на согласование в администрацию области, но никаких предложений по размещению объектов к тысячелетию от администрации не было!"
Все не так, как надо
Перед заседанием губернаторская команда оформила наглядно-антиагитационный стенд в думском коридоре, на котором с любовью развесила изображения дворов и зданий, не понравившихся фотографу. Очевидно, это творение должно было демонстрировать несостоятельность мэрии в деле благоустройства города к юбилею Ярославля. При этом некоторые снимки (например, госпиталя на площади Челюскинцев) даже не имели к городу отношения, поскольку находятся не в муниципальной собственности, а в федеральной и областной.
Впрочем, это так, мелочевка. Главный козырь губернатора оказался куда крупнее - не какие-то клочки в центре города, а 13 гектаров земли в брагинском Парке ветеранов. Ситуация там, что и говорить, сложная. В администрацию обратилась некая австрийская фирма, предложившая построить к 2010 году на всей площади мини-Диснейленд. Предложение хорошее, стоимость проекта - 50 млн. долларов, да вот незадача - из 13 этих гектаров небольшой участок земли уже выделен ярославскому инвестору. И хочется подвинуть его, а не получается. Уперся инвестор. Я, говорит, лучше весь парк в порядок приведу, а с земли не сойду.
Вот Анатолий Иванович и спросил депутатов: что важнее, построить большой комплекс для детей или доверить одному человеку благоустройство 13 гектаров земли? Ведь этот человек, чего доброго, с земли не сойдет, пока закон в силу не вступит. Зато когда вступит... Читаем: "Администрация Ярославской области осуществляет действия, связанные с принудительным прекращением прав на земельные участки в городе Ярославле, государственная собственность на которые не разграничена".
Инвестор терпел и нам велел
Рассказ о проблемном парке оказался спичкой, поднесенной к пороховой бочке, поскольку задел не только чиновников мэрии, но и инвесторов, сидящих в депутатских креслах. Особенно активно включился в обсуждение депутат Мухин - даже вспомнил свои мытарства со строительством торговых центров: один чиновник хочет, чтобы наверху стоянка была, другой считает, что нужно строить не центр, а магазин для садово-огородных принадлежностей, третьему не нравится, что здание длинное получается... Так это только на уровне города, а тут еще, значит, и чиновники администрации добавятся?! И на какой стадии администрация будет свое "да" или "нет" говорить? Ведь, когда ты несколько месяцев (хорошо, если не лет) потратил на сбор документов и прошел все согласования, обидно получать от ворот поворот.
Когда именно - в начале работ или в конце - скажет свое веское слово администрация, понять было сложно. В законе прописано, что в первый раз администрация области принимает решение, когда гражданин или юридическое лицо, пожелавшее строить на Ярославской земле, обращается в администрацию с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Во второй раз областные чиновники соглашаются (или не соглашаются) с инвестором уже после всех работ, проведенных мэрией Ярославля. То есть дают себе возможность зарубить проект на любой стадии.
Да и сам Анатолий Иванович за время дебатов окончательно запутал бизнесменов. Сначала попроще: "Мы только на финальной стадии будем согласовывать предложения мэрии по использованию данного участка: да или нет". Потом посложнее: "Согласовывать не на последней стадии будем - вот вы принесли нам, вывалили, и мы смотрим. В процессе всего согласования мы будем в курсе, что вот такой-то проект мэрия предлагает, и мы заранее уже с ним согласны". И даже так: "Не будешь ты ходить в администрацию! Ни в каких органах администрации не надо будет согласовывать. Принимается решение только по запуску проекта в работу!"
Земля и воля
Похоже было, что большинство депутатов так до конца и не поняло новый закон. После полуторачасового обсуждения, видимо, отчаявшись родить в споре истину, народные избранники решили последовать совету Владимира Кротика: "Давайте определимся, кто будет отвечать за землю, кто будет хозяин на земле... Тогда легче будет". Проголосовали за хозяина-губернатора подавляющим большинством при двух "против" и двух воздержавшихся.
А депутат Дмитрий Дорофеев остался неуслышанным, хотя послушать было что: "Зачем мы создаем лишнюю надстройку? Ведь практически вопрос о выделении земельного участка будет решаться не в мэрии, а чиновниками областной администрации! Мэру и губернатору надо сесть и договориться, что богу - богово, а кесарю - кесарево. Что вот это мы оставляем мэрии, чтоб чиновники были довольны. Это мы отдаем администрации области - чтоб тоже чиновники были довольны. А если мы примем этот закон, горожане нам спасибо не скажут".
Видимо, не нашел депутат нужных аргументов. Да и что такое, в самом деле, благодарность каких-то там горожан - вещь исчезающе малая, нематериальная. А вот если отпластать кому 13 гектаров... Инвестор такой земной поклон отвесит, что чиновники сами себе завидовать станут. Опять же у всех свои виды на Ярославль. Мэрия маленькая, двухэтажная, с такой высоты горизонтов не видать. То ли дело Белый дом - тем, кто смотрит на мир оттуда, открываются большие перспективы. Теперь еще и закон нужный принят, который говорит: вот тебе земля и воля. А что еще нужно чиновнику для плодотворной работы?