Примерное время чтения: 7 минут
73

Жизнь за проволокой

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 25 20/06/2007

В странном положении оказались жители частного сектора на территории Петропавловского парка. Объявился инвестор, который будет строить здесь элитный отель. Но первым признаком изменений стали заборы, взявшие в кольцо любимую народом территорию вместе с семью десятками зданий, где обитает около 500 ярославцев. Теперь им предлагают просить у застройщика разрешения на проезд к собственным домам.

У Петропавловского собора переминается десятка два обитателей - проходит собрание инициативной группы, которая думает, как бороться с этой напастью.

- Мы уже обращались в мэрию и взывали к совести инвестора, но все бесполезно, - говорит председатель группы, жительница 2-й Рабочей улицы Ирина Корниенко. - Обратите внимание на заборы. Здесь они еще из решетки, а по периметру уже бетонные. Нас, жителей 67 частных домов, фактически загоняют в гетто. Это ж надо: ввели пропускной режим!

Сад будет, саду цвесть?

Петропавловский парк появился в XVIII веке одновременно с Ярославской мануфактурой. Ее основатель Иван Затрапезнов волей Петра отучился "холщовому делу" в Голландии и привез оттуда передовой опыт. По его распоряжению было вырыто пять связанных друг с другом прудов. Вокруг мануфактурщик разбил парк, а затем построил рядом Петропавловский храм. Здание, высота которого со шпилем составляла 57 метров, долго было самой высокой точкой Ярославля, а на территории парка располагались богадельня, деревянный чайный домик, голландская светлица и усадьба управляющего мануфактурой. Здесь семь раз бывали представители царствующих династий, а в 1900 году порог храма переступал сам праведный Иоанн Кронштадтский.

После революции церковь отдали под клуб. Перестройка довершила разрушения.

В 1995 году Петропавловский парк был признан объектом исторического и культурного наследия федерального значения. Средства из Москвы текли таким скудным ручейком, что на ремонты их не хватало. С храма упали часы, пруды заросли тиной. Пытаясь сбросить с себя лишние хлопоты, государство в 1997 году передало епархии сам Петропавловский храм, богадельню и церковную сторожку. Однако комплекс продолжал быстро ветшать.

И вот в августе 2005 года из уст теперь уже бывшего главы Красноперекопского района Сергея Галкина прозвучал первый намек, что территория памятника федерального значения приглянулась некоему московскому инвестору, который хотел бы открыть на ней парк-отель и лечебницу, "сохранив при этом былой облик Петропавловской слободы". Именно с такой мягкой интонацией о проекте рассказали 18 марта прошлого года на обсуждении генерального плана Ярославля.

За генплан города проголосовал 61 процент собравшихся. А через месяц Виктор Волончунас утвердил постановление о предоставлении земельного участка в 33 га "для реконструкции территории Петропавловского парка" московскому ООО "Гилси".

Искать эту структуру через Интернет оказалось бесполезно. Чуть больше известно про руководителя проекта реконструкции парка Татьяну Лещеву. Она уже давно руководит местной туристической фирмой "МБС-Тур", сиживала в оргкомитетах и с Ириной Скороходовой, и с Анатолием Лисицыным, а в прошлом году стала членом "губернаторской" делегации во Вьетнам.

Что же запланировала фирма на переданной ей территории? Об этом на этапе, предваряющем начало работ, в прессе говорилось, что гостиниц в южной части парка возведут аж целых три - классов "три звезды", "три звезды супер" и VIP, а параллельно почистят пруды, восстановят храм, богадельню, дом управляющего... Всего в сфере внимания "Гилси" оказалось 19 зданий.

Подзаборная политика

Местные жители узнали, что оказались в эпицентре великих строек, лишь 28 марта.

- Нас никто не предупреждал ни о планах, связанных с парком, ни о начале работ, - говорит Марина Лаврентьева. - Не прошло, как полагается по закону, и общественных слушаний. Просто вдруг появилась техника, и рабочие взялись пилить деревья, устанавливать вокруг парка бетонный забор.

Только после того, как народ возмутился, администрация развесила стенды с сообщением, что здесь "ведется реставрация", а одна из газет опубликовала интервью с заместителем мэра Александром Ипатовым о том, что с жильцами "уже решены все вопросы".

- Никто с нами никаких вопросов не решал, - уверяет Ирина Корниенко.

Народ, потрясенный известием, что за него уже "подумали и проголосовали", едва не побил нанятых фирмой рабочих. Затем оказалась выломана одна из секций инвесторского забора, и 7 апреля ООО "Гилси" выставило вокруг охрану. Дальше - больше. На въезде и выезде появились желтые будки для охранников, а на стенах расклеили листовки о том, что посторонняя техника сюда допускаться не будет, для транспорта жильцов вводится пропускной режим - причем сами бумаги люди могут получить "согласно спискам, выданным старостами", только по паспорту, под их подпись и лично в руки.

- Это же бред, - негодует жительница 20-й Рабочей улицы Светлана Колесникова. - Мы на технике дрова сюда возим, ко многим родственники приезжают. Им что, транспорт за полкилометра теперь бросать? А если кто-то из нас такси вызовет - идти к машине двадцать минут пешком? Да и кто такие эти москвичи, чтобы не пускать нас к нашим же домам? Мы собрали уже более 400 подписей под протестом, который направим в мэрию.

Председатель комитета историко-культурного наследия Ярославской области Юрий Аврутов говорит, что жители зря волнуются, поскольку все неудобства - временные.

- Территорию огородили, чтобы убрать мусор, расчистить каналы прудов, по которым раньше шел отток воды, осушить таким образом территорию и провести археологические раскопки, - уверяет Юрий Иосифович. - Это вынужденная мера. А вот запрет на проезд автомобилей по парку совершенно законен и отмене не подлежит. Многие дороги здесь проложены самовольно, и по ним колесит большегрузная техника, от вибрации которой разрушаются здания. Такого на территории памятника федерального значения быть не должно. Что до жителей, их личные машины после оформления пропуска могут въезжать и двигаться по привычным маршрутам. Так будет, пока для этой техники не построят объездную дорогу.

Там, на неведомых дорожках...

Однако не все так просто. Ведь окончательного проекта реконструкции у ООО "Гилси" еще нет - получено только предварительное согласие Росохранкультуры. Пока план не утвердят, нельзя строить и объездной путь для "простонародья". А забор-то, однако, уже стоит, пропуска уже требуют... Местные обитатели просили власть как-то ускорить процесс строительства объездной дороги. Однако заместитель мэра Александр Ипатов в своем ответе от 14 мая сообщил только, что предложения жителей "будут учтены".

Инвестор, конечно, отрапортовал, что место для объезда найдено, а районная администрация заявила, будто там уже вовсю работает некий грейдер. Но жители провели меня туда, где якобы строится "новая дорога". Сразу за забором вьется кривая узкая тропа и стоят деревья, между которыми едва можно протиснуться. Дальше начинается глубокий овраг, переходящий в болото, а метрах в двадцати стучат колесами поезда. Грейдера обнаружить не удалось. В общем, любому ясно, что никакой объездной дороги здесь, в санитарной зоне, да еще по соседству с несколькими подстанциями, и быть не может.

Чья культура?

Сейчас власти уверяют, что обитатели местных домов зря волнуются. Мол, погодите, вот закончится реконструкция, и можно будет смело ходить по всей территории. Вот только странно, что жителей уже гоняют отсюда, заявляя, что здесь "частная территория". И действительно, какой дурак будет вбухивать миллионы в греческие статуи и французские кустики, чтобы все здесь бесплатно отдыхали? Так что народ к увещеваниям администрации относится иронично. Многим просто горько, что по прихоти администрации родной парк станет зоной для избранных. Ведь присвоенный ему статус федерального памятника истории и культуры никто не отменял. А история и культура принадлежат всем.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах