Недавние сбросы отходов в реку Сару в районе Поречья, реку Пелангу возле Данилова, странная гибель ершей в Рыбинском водохранилище... Эти события, вошедшие в хронику происшествий, только верхушка айсберга, только самые вопиющие факты, о которых узнали жители области.
То в яму, то в канаву
Широкую проверку на предмет утилизации отходов, в том числе биологических (трупы, внутренности животных) и органических, а также хранения ядохимикатов и пестицидов провела Ярославская межрайонная природоохранная прокуратура. В ней участвовали представители Ростехнадзора, Роспотребнадзора и Россельхознадзора. В списке проверенных - 35 хозяйствующих субъектов. Как выяснилось, большинство регулярно нарушают законы и санитарные правила.
Неутешительная картина, которую выявили специалисты, наводит на вопрос: как нас Бог еще уберег от какой-нибудь страшной заразы? У двух десятков предприятий в Рыбинском, Ростовском, Ярославском районах, а также в самом Ярославле при рассмотрении не оказалось документов на размещение отходов или лицензий на обращение с опасными отходами, нарушены требования закона об утилизации биологических и органических отходов. В их числе известные крупные предприятия. Спектр широк, но в основном это сельскохозяйственное производство и переработка, а также птицепром и химическая промышленность.
На свиноводческом комплексе, расположенном вблизи Ярославля, органические и биоотходы складировали или закапывали вблизи хладобойного цеха. В адрес генерального директора ОАО "Курба" внесено представление. По данному факту возбуждено уголовное дело по статье 247 - нарушение правил обращения с экологически опасными веществами и отходами. Не выполняли ветеринарно-санитарные правила при утилизации биоотходов в ЗАО "Левашово". Нарушение заключалось в том, что биотермическая яма, где сжигались трупы животных, не соответствовала требованиям.
Заместитель прокурора Ярославской межрайонной природоохранной прокуратуры Елена Николаева подчеркивает:
- Это большая проблема: нет скотомогильников, трупосжигающих установок, которые бы в полной мере отвечали санитарным нормам. Есть масса способов решить ее. Например, продаются специальные установки. При этом требования к вводу их в эксплуатацию значительно упрощены. Нужно просто купить их. И это задача органов местного самоуправления - организовать работу, связанную с утилизацией отходов.
Государево око проморгало
Между тем представители власти сами нарушают законы. Так, прокуратура зафиксировала: в Ростовском районе в территориальном отделе Роспотребнадзора выдавали бессрочные заключения о соответствии санитарным нормам мест хранения пестицидов и ядохимикатов, хотя такие заключения оформляют лишь на год. Как это могло произойти? Начальник отдела Виталий Трифонов сообщил, что не понимает, о чем идет речь. Ну а в прокуратуре заметили: наверное, это получилось чисто технически.
Есть вопросы и к работе муниципальных, государственных предприятий. Так, Даниловское МП ЖКХ, не оформив лицензии, принимало по договорам и размещало на полигоне твердые бытовые отходы четвертого-пятого класса опасности - подразумеваются древесная стружка, бумага. Сходило и так - без лицензии, слишком хлопотно ее оформлять, а в ЖКХ, как в убойном отделе, специалисты долго не задерживаются. Но как только начали готовить иски в арбитражный суд о признании договоров недействительными, нужные документы все же выправили.
Дайте нам экспертизу!
Природоохранная прокуратура работает и по жалобам населения. За полгода рассмотрено двадцать сообщений. Среди них самые разные: от бытовых, быстро решаемых, до очень серьезных. Написала гражданка Кузнецова о том, что территория бывшей автостанции в Переславле-Залесском захламлена мусором, прокуратура внесла представление в адрес руководителя Переславского АТП - на их балансе находится территория. Результат - мусор убрали. Жаль, что сами (без прокуратуры) не догадались.
По сигналам принимаются меры, но они не всегда удовлетворяют людей. Потому что трудно бывает поймать за руку тех, кто пакостит тайком. Так, жители Поречья не могут смириться с тем, что виновный в сбросах вредных веществ в реку Сара не найден, и требуют от прокуратуры материалов экспертизы. На днях разбирались в аналогичной ситуации в Даниловском районе. Там в реке Пеланге гидромет зафиксировал повышенное содержание солей аммония. И опять же: есть на примете предприятия, но поди поймай... В журналах производственно-технического контроля все в ажуре. Сотрудники прокуратуры объясняют: невозможно проследить причинно-следственную связь. То ли с перерабатывающего производства что-то сбросили, то ли в каком-нибудь колхозе от навоза избавились. Хорошо хоть, гибели рыбы в Пеланге не было.
Энергия из гуано
Жители деревни Гавриловское обиделись на птицефабрику - оттуда в поля, принадлежащие предприятию, вывозили куриный навоз. А это рядом с деревней. Постоянного населения в ней раз-два и обчелся, одни дачники. Но, видимо, и им не понравились "ароматы" с полей. А ведь в этих органических отходах к тому же может находиться до сотни возбудителей инфекционных заболеваний! В администрации Волжского сельского поселения объясняют: навоз-то вывезен на поля, которые фабрике и принадлежат. А в Гавриловском всего один человек прописан. И вообще это один из 94 населенных пунктов в составе поселения, поэтому специалисты не в курсе, чем там дело закончилось, убрали навоз подальше от деревни или нет.
А вот заместитель генерального директора птицефабрики Михаил Качков согласился: да, вышло не очень хорошо. "Из-за оттепели не замерзала дорога к основной площадке, где размещали отходы. Поэтому возили на наши поля. К сожалению, как раз там тропинка, по которой люди добирались в поселок. Но виновные уже наказаны. Как стало возможным, развезли по полям, распахали. Землю рекультивировали". И такой вот хеппи-энд: на этом предприятии подумывают создать газогенератор, в котором можно подсушивать и сжигать органические отходы, получая тепло и энергию на свои нужды.