Гвоздем фестивальной программы в этом году стало необычное даже для "Преображения" действо. Спектакль "Ковано колесо" оказался не только мировой премьерой (к которым за 15 лет уже попривыкли), но и открытием совершенно нового образа театра "Русская песня" под руководством Надежды Бабкиной.
Хотя "народная казачка России" в общении с журналистами вела себя как обычно, рассказывая о "Колесе" с шутками и прибаутками, само представление совершенно выходило за рамки знакомых по телеэкрану песен и плясок. Под руководством театрального режиссера-авангардиста Александра Федорова и целой команды профессионалов (симфонического композитора Михаила Броннера, режиссера по пластике Елены Каралашвили и других) "Русская песня" показала на сцене музея-заповедника настоящий древнерусский мюзикл.
Зрелище было настолько необычным, что даже проливной дождь не заставил опустеть зал под открытым небом. Единственное, что смущало зрителей: не всегда различимые слова песен и, возможно, из-за этого трудноуловимый ход сюжета. Правда, было ощущение, что и это входило в замысел режиссера, настолько насытившего спектакль образами, что зачастую приходилось догадываться о происходящем на сцене каким-то шестым чувством, призывая на помощь доисторическую память своих предков.
Идея облачить народную песню в театральное действие Надежде Бабкиной пришла уже давно. "Нам, когда в экспедиции ездили, - вспомнила Надежда Георгиевна на пресс-конференции, - и в народе говорили: "Ты, дочка, песню не пой, ты ее играй!" И в самом деле, в народной песне всегда есть что показать, на что облокотиться".
Между прочим, первая задумка, которую не удалось воплотить, касалась именно "преображения" - языческой Руси в Русь христианскую. На такой спектакль благословения церкви Бабкина не получила, зато вышло "Ковано колесо" - вещь более универсальная: про жизнь, про Судьбу, про смерть и любовь.
Благо любви вокруг спектакля скопилось много. Тут и сама Надежда, четвертый год пребывающая в счастливом браке, и ее сын Данила, наметивший свадьбу на конец сентября, и одна из участниц "Русской песни" - Олеся, приехавшая играть в Ярославль на девятом месяце беременности. "Я сказала: "Не надо", - подчеркнула Бабкина. - А Олеся говорит: "Беременность - не болезнь. Я буду работать". И отработала блестяще, с любовью, как и требовалось".