Российский стон по бездорожью в прошлом году достиг федеральных властей, благодаря чему в регионы засочились средства на ремонт дорожных "одежд". К середине этого года равнодушными не смогли остаться ни региональные, ни местные власти.
По возможностям
Чтобы покрыть существующую потребность области в дорогах, как писал "АиФ-Ярославль" еще весной, необходимо порядка миллиарда евро и около трех тысяч лет - если вести строительство теми темпами, какими оно велось в последние годы. Про ремонт при этом и говорить не приходится.
Между тем с каждого рубля, вложенного в дороги, экономика получает отдачу практически сразу и в баснословном размере - от 4 до 10 рублей. В администрации области после визита президента и долгих разговоров решили дать отпор коренной российской беде и дали добро на составление целевой программы по развитию сети автомобильных дорог области.
К грядущему принятию бюджета департамент дорожного хозяйства подготовил программу на 2008 - 2009 годы стоимостью 1 млрд. 777 млн. рублей - сумма, не виданная областным асфальтом со времен дорожного фонда. Впрочем, председатель правительства Ирина Скороходова заметила, что и такого финансирования недостаточно и что средства выделяются, к сожалению, не по потребностям, а по возможностям.
Школам и селу
На эти возможные деньги планируется за два года построить около 95 км и отремонтировать 20 км автомобильных дорог, построить 94 и отремонтировать 6 погонных метров мостов. "В результате реализации программы 105 населенных пунктов, а это более 4800 человек, получат доступ к административным центрам по дорогам с твердым покрытием, - пообещал директор департамента дорожного хозяйства Александр Никитин. - Это приведет к повышению уровня жизни населения, улучшению качества социальных услуг. В том числе будут приведены в нормативное состояние семь маршрутов школьных автобусов".
По словам Никитина, благодаря новым дорогам к 2010 году появится возможность освоить новые сельскохозяйственные угодья площадью около 12 тыс. гектаров, а стоимость грузоперевозок в ряде уже действующих сельхозпредприятий должна будет снизиться в пять, а то и в 30 раз.
Счастье вдруг...
Но это пока планы, причем неизвестно, одобрят ли программу депутаты областной Думы. Главы районов, например, по традиции недовольны составленным списком дорог, нуждающихся в первоочередном ремонте, так что не исключены бурные дебаты и в кулуарах, и на заседании Думы по каждому пункту программы.
Ясно и то, что одной двухлетней программой не обойтись, поскольку 95 км новых дорог - это примерно 3,5 процента от необходимой протяженности дорожного полотна.
А вот Ярославлю уже повезло. На исходе дорожно-строительного сезона в областной центр пришли федеральные деньги, которых ждали с весны. Пока финансы проходили по запутанным коридорам министерств и ведомств, сентябрь перевалил за середину, и на освоение 400 млн. рублей осталось не больше полутора месяцев - если позволит погода. Но в департаменте городского хозяйства Ярославля считают, что лучше поздно, чем ничего. В конце концов, если напрячься, и денег, и времени должно хватить на обновление разбитых проспектов и, возможно, на благоустройство дворовых проездов.