Усиленный контроль ГИБДД за маршрутными такси после ряда аварий с их участием уже принес свои результаты. Во всяком случае, в сфере пополнения государственной казны за счет штрафов. На прошлой неделе в рейд по проверке маршруток с Госавтоинспекцией отправился корреспондент "АиФ".
Нарушаем?
Первым делом сотрудники ГИБДД, читающие нашу газету, пожурили автора статьи "Маршрутки-убийцы" (N 49) за излишнюю эмоциональность. Как уточнили в Госавтоинспекции, за 2007 год ее сотрудниками было выявлено только три факта управления маршрутками в состоянии алкогольного опьянения и один факт наркотического, поэтому, садясь в маршрутное такси, не стоит бояться попасть к неадекватному водителю.
Однако других нарушений в ходе целевых мероприятий, проведенных ГИБДД с 28 по 30 ноября и с 4 по 6 декабря, выявлено видимо-невидимо. За эти шесть дней на водителей было составлено 375 административных материалов. Наиболее частыми среди нарушений оказались: управление транспортным средством с неисправностями (154), не использование ремней безопасности водителями и пассажирами "Газелей" (162), игнорирование требований сигналов светофора (21), допущение неисправностей рулевого управления и тормозов (15), нарушение правил остановки и стоянки (15) и скоростного режима (7).
Зато редко встречается управление автобусом без документов, предусмотренных правилами дорожного движения, и управление транспортным средством, не прошедшим техосмотр. И совсем единичны случаи поворота из второго ряда, использования телефона при движении и незаконного переоборудования транспортного средства.
Интересно, что, как показала беседа с пассажирами маршруток, они боятся в первую очередь того, что им попадется пьяный водитель или водитель, разговаривающий по мобильному телефону во время движения, то есть опасаются наши граждане тех нарушений, которые на практике встречаются реже всего. Правда, один из пассажиров, водитель со стажем, оказался близок к оценке работы маршрутных такси сотрудниками ГИБДД: "Наблюдаю движение маршрутных такси - это же просто безобразие! Нарушают на каждом шагу! Останавливаются где хотят, перестраиваются без "поворотников", обгоняют друг друга... Конечно, надо наводить порядок в этом отношении, и правильно, что проводятся такие мероприятия".
У страха глаза велики?
"Виновники торжества", как выяснилось из разговора, тоже не против проверки, проводимой Госавтоинспекцией. "Это послужит уроком некоторым товарищам, которые, гоняясь за копейкой, ставят под угрозу жизни пассажиров и свою собственную", - сказал один из водителей.
Впрочем, его коллеги сочли необходимым заметить, что для снижения числа аварийных ситуаций требуются и другие меры. Например, нужно лучше и чаще чистить городские дороги, состояние которых, особенно в снежную погоду и гололед, оставляет желать лучшего. А еще, по мнению водителей, было бы неплохо ввести в Ярославле специально выделенные полосы для общественного транспорта.
Что касается еще одного распространенного страха пассажиров - якобы они подвергаются опасности в маршрутке без кондуктора, - водители практически единодушно говорят: "Да, в "пазиках" лучше ездить с кондуктором: там народу больше, и в управлении они сложнее. А в "Газели" и билет выдать, и сдачу сдать можно совершенно спокойно, не отвлекаясь от движения".
Разумеется, и владельцы частных предприятий, ежедневно выпускающие на дороги Ярославля десятки маршрутных такси, и водители этих такси считают, что опасность их транспорта преувеличена. Им вторит Управление государственного автодорожного надзора. "Если в аварии участвовало маршрутное такси, это еще не значит, что именно оно в этой аварии виновато, - сказал нам заместитель начальника управления Владимир Зорин. - Например, в страшной аварии, в которой погибли пассажиры "Опеля", виноват был именно его водитель, а СМИ почему-то делают из этого вывод, что в маршрутках ездить опасно!"
Возможно, мы, пассажиры и по совместительству журналисты, что-то действительно преувеличиваем. Бьются маршрутки не каждый день, и далеко не только они участвуют в ДТП. Но почему же все меньше удивляешься, когда слышишь в новостях сообщения об авариях, связанных с маршрутными такси.