Железная дорога - огромный и сложный объект, а вернее, целый комплекс объектов, на каждом из которых все время что-то строится, ремонтируется или реконструируется. Две профессии - железнодорожника и строителя - много объединяет.
Ежегодно на Северной магистрали ведется строительство около 200 объектов, в число которых входят работы по удлинению путей станций, строительству зданий и цехов, и многое другое. В 2006 году на полигоне дороги было введено в эксплуатацию около 190 объектов, в 2007 - 137 объектов, большая часть из которых являются крупными. Всем этим процессом на СЖД руководит Дирекция по капитальному строительству, в которой работают около 60 человек. Подразделение обеспечивает реализацию инвестиционных проектов на СЖД, занимается обеспечением проектной документации и организацией строительства, ведет отчетность, отвечает за прием в эксплуатацию законченных объектов строительства. Сумма инвестиций, реализуемых через Дирекцию по капитальному строительству, в прошедшем году составляла 3,6 млрд. рублей, в 2008 году инвестиции достигнут объема в 8,17 млрд. рублей.
На полигоне Северной железной дороги свой профессиональный праздник - День строителя - отметили не только специалисты Дирекции по капитальному строительству, но еще и больше тысячи работников Строительно-монтажного треста N5, филиала ОАО "РЖД-строй". Это предприятие имеет свою богатую историю, которая отсчитывается от 1939 года. Тогда на Ярославской железной дороге была создана первая строительно-монтажная контора. За прошедшие годы железнодорожная строительная система претерпела большие изменения, комплекс реформируется вместе со всей компанией "РЖД". В настоящее время в состав СМТ-5 входит семь структурных подразделений, расположенных в географических границах Северной железной дороги: В Ярославской, Костромской, Ивановской, Вологодской, Архангельской областях и Республике Коми. Кроме того, в составе треста работают два завода железобетонных конструкций.
Сегодняшний день строителей-железнодорожников - это огромный объем работы. На их плечи ложатся задачи по непосредственному воплощению в жизнь инвестиционных проектов по развитию Северной железной дороги: удлинение путей станций, восстановление разъездов, строительство новых зданий и цехов, ремонт административных и производственных помещений, возведение жилых домов и работа на многих других объектах.
Учебный центр
Из такой кузницы кадров должны выходить только блестящие специалисты - не зря СЖД тратит немалые силы и средства на капитальный ремонт Ярославского учебного центра, или, как его называют железнодорожники, "дортехшколы". Ежегодно здесь получают профессию больше тысячи человек, более семисот повышают свою квалификацию.
Дортехшкола располагается в здании, которое было построено в 1960-х годах. Капитальный ремонт начали в 2007 году, и за прошедшее время 50 строителей СМП-770 (структурного подразделения СМТ-5), работающих на объекте, успели многое. Был полностью отремонтирован пищеблок, в котором заменена система вентиляции, установлено новое оборудование. Отремонтировано два из четырех существующих спальных корпуса и третья часть учебного корпуса. Продолжением обновления учебного центра станет ремонт двух оставшихся спальных корпусов, спортивного и актового залов. Кроме того, в проекте заложено и строительство ангара, в котором разместится специальный тренажерный электровоз - его поступление ожидается к 2010 году. Будет отреставрирован и фасад административного здания центра. В 2009 году учебный центр будет обновлен полностью.
Вклад в защиту экологии
Один из крупных проектов, осуществленных специалистами СМП-770 для Северной магистрали, - строительство ливневой канализации на станции Ярославль-Московский. Для непосвященного человека этот объект может показаться не столь значительным, но только на первый взгляд. Деятельность крупных железнодорожных станций сопряжена с определенным экологическим риском, который железнодорожники постоянно минимизируют. Ливневая канализация позволяет собирать сточные воды на станции - потоки устремляются по специальным желобам в направлении очистных сооружений. Все вредные примеси, которые собрала дождевая вода на станции - мазут, топливо, другая техническая грязь - задерживаются фильтрами и затем утилизируются.
Для работников строительно-монтажного поезда N770 устройство ливневой канализации стало первым подобным опытом, и в процессе строительства было преодолено немало трудностей. Главное - объект был сдан вовремя и с высоким качеством. Впрочем, по-другому здесь работать и не умеют - всегда только на "5".
Ремонт без остановки производства
Около 40 миллионов рублей направила Северная железная дорога на капитальный ремонт нескольких объектов, входящих в состав локомотивного депо. Здесь производится капитальный ремонт стен и потолков, внутренних проходов веерной части депо, ремонтируется фасад веерной части. Ведется капитальный ремонт клуба-столовой, где уже заменена кровля.
Требования к качеству ремонта депо - повышенные. Полы и стены здесь должны быть водо- и маслонепроницаемыми, прочными. К тому же, стоит вспомнить, что локомотивное депо невозможно "закрыть на ремонт", здание продолжает эксплуатироваться, по подъездным путям предприятия осуществляется движение. В этих условиях строители обязаны с удвоенной силой соблюдать технику безопасности и стараться, чтобы их работа не препятствовала нормальному функционированию депо.
В этом году в Ярославле начато строительство еще одного важного объекта - цеха технического обслуживания пассажирских вагонов. Это будет новое здание ангарного типа, которое заменит собой целый комплекс зданий. Около 200 миллионов рублей составят инвестиции в этот проект. В настоящее время работы активно ведутся, 112 млн. руб. будет освоено в этом году. В целом проект рассчитан на два года. Уже в 2010 году в Ярославле будет свой цех технического обслуживания пассажирских вагонов. Пока же Ярославль-Главный - одна из немногих таких крупных станций, обходящаяся без цеха техобслуживания.
Все вышеперечисленные объекты - только малая часть того огромного фронта работ по масштабному обновлению инфраструктуры СЖД. Строители-железнодорожники - это специалисты с уникальным опытом. На их счету и удлинение путей станций с земляными работами, и строительство жилых домов, и множество других специфических железнодорожных объектов. И самое главное, почти все проекты строителям приходится реализовывать буквально "на ходу" - движение по железной дороге не прекращается ни на секунду.