Примерное время чтения: 3 минуты
435

Оборонительные рубежи Ярославля

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 9. "АиФ - Карелия" 03/03/2010

Почетный строитель России, а ныне пенсионер Виталий Насонов пришел к нам в редакцию и рассказал удивительную историю. Однажды, гуляя по лесу в Вакарево, он заметил, что холмистая местность - это заросшие кустарниками и деревьями окопы и противотанковые рвы. Откуда они в Ярославской области, ведь тут не было боев - задался вопросом Виталий Михайлович. Ответ он нашел в архиве.

Осенью 1941 года немецкие части вплотную приближались к Москве. В Ярославле и соседних областях стали готовиться к худшему. Совет труда и обороны принял решение создать на подступах к Ярославлю оборонительный пояс. Сплошная линия обороны должна была пройти от Углича до Рыбинска, от Рыбинска до Костромы, а дальше по Волге в других областях. Между тем сплошная линия обороны должна была соединить Углич с Ростовом и затем через Гаврилов-Ям проходить на Иваново. А на случай прорыва врага укрепления стали бы второй линией фронта. Руководить строительством назначили майора НКВД, инженера технических войск Владимира Журина.

Штаб обороны Ярославля решили делать за Волгой в районе станции Филино, в Вакарево напротив нефтебазы готовились сделать штаб фронта. Остальную трассу оборонительных рубежей поделили на полевые строительства. Над каждым взял шефство определенный район области.

Строить укрепления приказано было своими силами. Война - ни транспорта, ни инструментов, ни людей. Мужчины на фронте, в тылу только старики, женщины и дети. Они-то и стали рабочей силой и сами себя прозвали "бабьей армией". К концу октября строительством занималось порядка 105 тысяч человек. К 8 ноября на работы перевели волгостроевцев, строителей стало 120 тысяч. А к 30 ноября на трассе уже работали 174036 человек.

- Я разыскал только трех женщин, которые строили эти укрепления. Они рассказали, как жили в деревнях у колхозников. Спали прямо на полу на соломе, принесенной хозяевами. При 32-градусных морозах казалось, что земля превратилась в железо. Было трудно, варежки примерзали к железным ломам, холодный ветер пронизывал до костей, спина ныла от усталости. Там, где не брали ни ломы, ни кирки, помогала взрывчатка. Надо было строить оборонительные рубежи, и люди строили, - рассказывает Виталий Насонов.

Тем временем отметка на градуснике стала опускаться до 42 градусов мороза. А теплой одежды, валенок у рабочих почти не было - на работы их призвали еще осенью. В деревнях стати открывать мастерские по пошиву одежды, обуви, подвозили ее и из городов. Но теплых вещей все равно не хватало.

Морозов и тяжелой работы не выдерживали даже инструменты: ломались лопаты, кувалды, топоры.

Были и жертвы: кого засыпало породой, кого убило глыбами земли, отлетевшими во время взрывов, одиннадцать человек расстреляли за дезертирство и антисоветскую пропаганду.

Строительство оборонительных рубежей в Ярославской области завершили досрочно - 30 января 1942 года. За 80 коротких зимних дней ярославцы сумели построить 201,5 километров противотанковых препятствий, установить 8826 противотанковых "ежей", тысячи огневых точек, 137 тысяч противопехотных препятствий.

Сейчас от тех трудов мало что осталось, но если приглядеться, то можно увидеть, как тянутся сквозь лес противотанковые рвы, на полях и в рощах виднеются очертания окопов и укреплений.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах