Почти всех актёров труппы мастер вырастил со студенческой скамьи ГИТИСа. В этом театре «о будущем не говорят, его делают».
«После занавеса» от «фоменок» - это диптих, объединяющий чеховскую пьесу «Медведь» и пьесу про чеховские пьесы «После занавеса». Кстати, последняя - тоже о будущем. О советской Москве начала прошлого века.
Это будущее двух чеховских героев - Сони Серебряковой из «Дяди Вани», которую так трогательно и сильно сыграла Полина Кутепова, и Андрея Прозорова из «Трёх сестёр» в исполнении Никиты Зверева. Прошло 20 лет с тех пор, как русский классик «поставил запятую» в их историях, ожиданиях и бесплодных надеждах. А встретились они уже по воле ирландского драматурга Брайана Фрила в пустом кафе, в новом времени, где они всё ещё интеллигенция, но теперь это слово поменяло для общества свой цвет, и само общество поменялось. А они остались те же - мечтатели, которым никак не притулиться в этой стремительной, непонятной, грубой жизни. Такой, как огромная курящая тётка за пианино. Она здесь и тапёр к чёрно-белой хронике, которая крутится в кафе, как напоминание о том, что происходит за стенами маленького мирка героев, и уборщица, и официантка, и просто насмешливый комментатор вздохов о прошлом и настоящем этой забавной наивной парочки.
Кстати, в пьесе Фрила тётки нет вовсе. Её придумал режиссёр спектакля Евгений Каменькович специально для стажёра труппы Дмитрия Захарова, который отвечал ещё и за музыкальное оформление спектакля. Колоритная баба с папироской и стаканом то и дело мешает нашим милым неудачникам рассказывать друг другу о придуманной счастливой жизни. В итоге выясняется, что Соня Серебрякова все эти 20 лет продолжает любить доктора Астрова и даже бывает нужна ему, когда тот выпьет. Андрей Прозоров таки в Москве и даже играет на своей скрипке, правда, на улице, чтобы вытащить из тюрьмы непутёвого Бобика, которого в «Трёх сестрах» обычно играет ещё «хныкающий» детский конвертик. Две сестры Прозоровы Ольга и Ирина так и мечтают о столице в Таганроге, Маша застрелилась, «роман был бурным и коротким». Бедняга Андрей даже прихрамывает на сцене. Впрочем, как выяснилось, это не элемент игры для пущей жалости - просто Никита Зверев только что из Белоруссии со сложных и, видимо, опасных съёмок, где актёру повредили руку и ногу.
Впрочем, даже не зная чеховских сюжетов, не замечая фриловских подсказок вроде «многоуважаемого супа», пьесой можно увлечься, расчувствоваться, впустить в сердце этих трогательных персонажей и талантливых актёров.
Не менее обаятельны и герои «Медведя» - первой части спектакля «После занавеса». Шутка в одном действии, как назвал её сам Антон Павлович, где «фоменки» сами повеселились и похулиганили. Елена Ивановна Попова (вдовушка с ямочками на щеках, помещица) в исполнении Наталии Курдюбовой превратилась в этакую эмансипированную «скульпторшу», которая в заточении лепит статую своего покойного мужа в полторы натуральных величины и со всеми натуральными подробностями. Григорий Степанович Смирнов (нестарый помещик), он же Евгений Цыганов, ненароком влюбляется в непосредственную вдову своего должника, по ходу действия успевая и вниз головой повисеть, и романс спеть, приятно удивив ярославских поклонниц его киноролей бархатным низким голосом.
- На самом деле у Брайана Фрила было три части. Первая инсценировка – это «Дама с собачкой». Она в переложении ирландского драматурга достаточно неоднозначная. Вот Евгений Цыганов, который уже попробовал себя в кинорежиссуре, сейчас пытается сделать и эту первую часть, и уверен, что она встанет в наш спектакль. Потом идёт «Медведь», которого Фрил переложил абсолютно чудовищно, поэтому мы играем именно Чехова. И третья часть – непосредственно «После занавеса», - рассказывает Евгений Каменькович. – Вообще с этим спектаклем всё очень непросто. Обычно нравится либо «Медведь», либо «После занавеса». Кто-то считает, что Фрил вообще не имел права додумывать судьбу чеховских героев. У нас получается абсолютно мейерхольдовская ситуация. Тот тоже не любил, когда постоянно хлопают.
В Ярославле у «Мастерской Фоменко» с «мейерхольдом» вышла осечка. После занавеса полный зал хлопал и хлопал, от души насмеявшись и немножко всплакнув.