182

Дневник страны художника. Столичный живописец связал жизнь с Переславлем

Наталья Разувакина / АиФ

Жить благодарностью - радостно, жить расчётом и планами - как минимум нелепо. 

История московского художника Павла Морозова - тому подтверждение. Однажды он приехал порисовать в живописный городок Переславль-Залесский, думал - ненадолго, на пару недель, до Рождества. Друг пригласил в гости, а остановиться можно было в братском корпусе древнего Данилова монастыря.

«С тех пор пять лет прошло, а я всё живу и думаю - до Рождества какого года я тут, интересно? В Москве бываю, конечно. Да много где бываю, вот из Борисоглеба на днях вернулся, рисовал… Но снова просыпаюсь в келье, и первая мысль: как хорошо - дома!..»

Фото: АиФ/ Наталья Разувакина

Свобода и снотворное

Просыпается Павел рано, в полшестого. И начинается круговерть: служба в храме (он поёт на клиросе), завтрак-обед для братии приготовить, ещё и в магазин за продуктами сбегать, и в колокола звонит нередко тоже именно он… И когда только картины рождаться успевают? 

- Я рисую каждый день, когда время появляется. Рисую, чтобы спать по ночам, - смеётся Паша. - Устаю ли? Знаешь, я об этом не думаю. А то начнёшь себя жалеть, думать: вот я такой хороший, и то уже сегодня сделал, и сё, прилечь бы на часок. Но потом ночью попробуй усни, раз днём-то поспал, а вставать ни свет ни заря, и день уже тяжелее пойдёт. И не порисуешь…

- То есть всегда рисуешь, когда свободен?

- Э, нет, свободен-то я всегда! Дело в том, что свобода не имеет ни времени, ни границ. Это внутреннее состояние, и совсем оно от внешней загруженности не зависит. А множество текущих дел обязательных даже помогает творчеству. Раньше, бывало, в Москве - пока до мастерской доберёшься, по дороге впечатлений нахватав, пока на работу настроишься, на топчанчике-то размякая… И непонятно, куда полдня улетело. А тут и ехать никуда не надо, и настраиваться, раз - и рисуешь!

«День был молочный, нежный»

Каждое произведение Морозова, будь то большое полотно маслом или мимолётная пастельная картинка, по сути своей - дневниковая страница одного человека, его настроение, оттиск окружающего мира в его душе. И оттиск получается настолько чистым и вдохновенным, что даже люди, прожившие в Переславле всю жизнь, удивляются, зайдя на Пашину выставку: надо же, как прекрасны, оказывается, знакомые с детства места!..

При том, что это тот же самый город, тот же самый тревожный и беспокойный мир, в котором мы все живём. 

Но это ещё и Переславль - сердце России, город, который мог бы стать столицей, так и замышлялся изначально Юрием Долгоруким. Это особый дух вечности, что простым перечислением артефактов вроде куполов и колоколов не передаётся. Это страна, постичь странную живучую суть которой дано, наверное, только художникам…

«13 октября 2021. Данилов монастырь на карантине, несколько человек из братии ковидят, помоги, Господи, и исцели. А меня грешнаго помилуй и спаси. Утром пел литургию, приготовил обед и начал рисунок к картине «На Покров». Благослови, Мати Божия, написать. Вечером немного покапало, а так день был молочный, нежный.» 

Фото: АиФ/ Наталья Разувакина

Картину «На Покров» окончил, и слова эти мы читаем в изображённом здесь же раскрытом дневнике… Осень, болезни, карантин. Пространство рабочего стола на картине, не мудрствуя лукаво. Чай недопитый, краешек цветочного горшка, краешек иконы. Но - почему-то ёлочные игрушки, и самовар такой солнечный, счастливый! Вот вам и осень - смотришь и улыбаешься. Поиграл художник.

Или вот старые корпуса переславской больницы, где служил когда-то хирург Войно-Ясенецкий, будущий святитель Лука. Казалось бы, всё очень просто. Дома да деревья на картине. Но Павел объясняет посетителям выставки, что много раз зашифровал в этом полотне слово «Лука». И правда: вот дорожки ветвятся - буквой Л, а вот ветви бегут - У! Опять поиграл, и опять улыбаются люди.
Впрочем, улыбались бы всё равно, таков уж дар нашего героя, лёгкий и радостный. Счастливый дар.

В лес до Рождества

Давно известно, что в Переславле художников - пруд пруди, и круглый год можно встретить человека, сосредоточенного над мольбертом, где-нибудь на берегу реки Трубеж или у монастырских стен. Но Морозов такой один, потому что волшебник, и картины его волшебные: рядом с ними дышится, как в детстве, и замутнённые взрослыми заботами взоры зрителей будто промываются и начинают видеть мир ярким. И настоящим. 

Может, потому перед Морозовым сами все двери распахиваются. Вот пришёл он как-то к главе муниципального выставочного зала, развесить свои творения в котором многие б хотели. Но очередь туда на годы вперёд расписана! А Павлу - пожалуйста! 55-летний юбилей так отмечал в прошлом году. 

А в этом году именно с большой экспозиции Павла Морозова начала свою жизнь новая арт-галерея «Лес» в самом центре Переславля, сводчатые стены которой расположены в цокольном этаже французской кондитерской. 

В какой ещё лес можно уйти из мира, где погода всегда переменчива, а дурные вести так и норовят войти под кожу? Как вариант - в волшебный лес Морозова.

А секрет волшебства прост: жить благодарностью - и одним днём, не помня никаких обид и ничего особенно не планируя.

- Паш, а вот если б тебя на другую планету отправили, и с собой можно было бы только три вещи взять…

- Я бы бумагу взял и краски, ну, пастель там, чем рисовать…И дневник!

Бог весть, где мы встретимся завтра, но выставку свою в галерее «Лес» Павел Морозов назвал оптимистично: «До Рождества!»

Наталья Разувакина, Переславль-Залесский

Оставить комментарий (0)
Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах