Реформа здравоохранения шагает по жизням людей. В Пошехонском районе за последние несколько месяцев у четырех женщин при родах умерли дети. Судя по всему, все они - жертвы реформы здравоохранения: в городе закрыли родильное отделение, и теперь беременных возят рожать в Ярославль или Рыбинск.
Женщины из дальних деревень и сел обречены сначала по бездорожью добираться до Пошехонья, а потом по плохой дороге на неудобных «скорых» - более 150 километров до областного перинатального центра. В лучшем случае - почти 70 км до Рыбинска. Местные жители считают это катастрофой и называют не иначе, как геноцидом. Чтобы разобраться в ситуации, наш корреспондент выехал в Пошехонье.
«Маленькие трагедии»
Ликвидация акушерских коек в нескольких районах Ярославской области, в том числе и Пошехонском, началась с января этого года. Тогда директор регионального департамента здравоохранения встретился с пошехонцами в редакции местной газеты. Люди пытались ему доказать, что родильное отделение необходимо городу, но так и остались неуслышанными, а решение департамента было приведено в исполнение.
Может ли сегодня кто-нибудь посчитать, сколько денег сэкономили на смертях младенцев?
Акушер-гинеколог Пошехонской ЦРБ, теперь уже бывший, Андрей Орехов считает, что «маленьких трагедий» можно было избежать. Ведь Пошехонская больница была полностью оборудована.
«Раньше, если у женщины стоял диагноз «преждевременные роды», считалось, что ее нельзя перевозить. Единственным эффективным методом лечения был постельный режим. Сегодня таких женщин мы должны везти в перинатальный центр. И что же? - возмущается врач. - Повезли нетранспортабельную женщину за 150 километров, и у нее началась отслойка плаценты. А обвинили во всем меня!»
Теперь оборудование родильного отделения, по словам Андрея Орехова, либо увезли, либо растащили. Все, что осталось, - это экстренная родильная койка для тех, кого уже невозможно куда-то везти. Правда, потом только что родившую женщину с крохой на руках все равно отправляют в другой город.
Подписала отказ
Жительница Пошехонья Юлия Зызлова стала одной из первых, кто наотрез отказался ехать рожать в областной перинатальный центр. Женщина испугалась, что ее просто не успеют довезти.
«Отказ ехать в Ярославль я подписывала уже лежа на акушерском столе, чтобы потом наших врачей, которые принимали у меня роды, не обвинили, - волнуясь до сих пор, рассказывает Юлия. - Малыш родился со сниженными рефлексами в руке. Были вызваны врачи из перинатального центра, которые меня уговорили, чтобы я ехала с ними, а они смогут помочь с рукой ребенка».
Но когда молодая мама приехала в перинатальный центр, все получилось наоборот.
«Сначала я долго добивалась, чтобы к нам пришел невролог, а когда она к нам пришла, то сказала, что никакие процедуры по восстановлению руки делать нельзя. Больше никто к нам не подходил».
Юлия страшно переживала и боялась, что от стресса может потерять молоко. Поэтому постоянно пила воду. Но тут ее ожидал другой шок.
«С вечера и до середины следующего дня воды не было совсем, никто даже не подумал ее вскипятить! Пришлось пить прямо из-под крана. Я просто не выдержала такого отношения и стала собираться домой. Мне было все равно, отдадут мне документы или нет».
Как только женщина заявила, что покидает больницу, к ней пришел психолог, а затем и заведующая, которая стала предлагать перейти в отделение патологии, чтобы начать делать малышу процедуры.
В итоге Юлия решила все же покинуть больницу.
Сердечко перестало биться
На такое решение еще повлияло одно страшное событие в их семье: в июле этого года родственница Юлии - Катя потеряла своего ребенка. Как считает сама роженица, врачи ей вовремя не оказали помощь.
«В перинатальный центр Катя приехала со схватками, но они были несильными. С первым ребенком у нее было так же, поэтому тогда пошехонские врачи сделали ей кесарево сечение, и все прошло благополучно. А эти… - женщина не может сдержать слез. - В больнице Катя находилась с воскресенья, в понедельник у нее все еще наблюдали схватки, во вторник дали лекарство, чтобы она спокойно спала. Все эти три дня врачи слышали сердцебиение ребенка, а в среду сердечко перестало биться…»
Только после этого, вспоминает Юля, у женщины стали вызывать роды. Ребенок появился на свет мертвым.
В отчаянии
Жительницы Пошехонья в отчаянии: они считают, что те, кто принимал решение о закрытии родильных коек, никогда не поймут их переживаний. По примеру Юлии Зызловой уже две пошехонки родили на экстренной койке. Роды прошли нормально, дети живы-здоровы.
Между тем, с поста главного врача Пошехонской ЦРБ сняли Виктора Кузьмина. По его словам, причина увольнения - неумение справиться с женщинами, которые отказываются ехать рожать в Ярославль.
Позиция церкви
Надо кричать о своих бедах
Иерей Александр Аниканов, настоятель храма Благовещения в селе Щурово Борисоглебского района:
«Когда в районах области начали закрывать родильные дома и отделения, чиновники списывали это на то, что там плохо организована медицинская помощь. Обещали, что сделают хорошие дороги и создадут все условия, чтобы беременным можно было добраться до больниц. Говорили, что оборудуют палаты для экстренных родов, пригонят машины, на которых должны возить беременных до роддома. В итоге ничего не сделали. Поэтому у нас семьи принимают решение рожать дома.
К тому же производства и колхозы в деревнях закрываются, инфраструктура сокращается, закрыты почтовые отделения, сокращены отделения полиции, из нашего района вывели отделение ГИБДД (патрулирует одна машина), в районной больнице не хватает специалистов, женщины вообще отказываются рожать детей, многие уезжают в город.
По всей стране закрывают роддома, и это рождает у людей страх, они ищут выход. Не исключено, что в следующий раз начнут закрывать детские больницы. Если так будет продолжаться дальше, то от деревни ничего не останется, будет только голая земля. Но кому она нужна?
Чиновники должны, прежде всего, думать о своем народе, решать его проблемы. Но они этого не делают! Сегодня человек может чего-либо добиться от правительства, если только он готов отстаивать свои позиции, кричать о своих бедах».
Мнение власти
О статистике смертности
Сергей Вундервальд, директор департамента здравоохранения и фармации Ярославской области:
«На 1 октября этого года, по данным Росстата, в 4 районах Ярославской области – Пошехонском, Даниловском, Борисоглебском, Мышкинском - родилось 556 детей, из них 5 случаев младенческой смертности.
Во всех муниципальных районах, где были закрыты акушерские койки, женские консультации сохранились, в них осуществляется наблюдение и ведение женщин.
Данные обо всех роженицах, которые встали на учет по беременности, передаются в областной перинатальный центр. С помощью такого мониторинга для каждой женщины формируется индивидуальный план наблюдения и определяется уровень стационара для родоразрешения.
Областной перинатальный центр является учреждением, где сосредотачивается 80% преждевременных и патологических родов со всей области, что обуславливает высокую смертность новорожденных».
Мнение медика
Женщины боятся ехать в Ярославль
Бывший главный врач Пошехонской ЦРБ Виктор Кузьмин:
«Женщины боятся ехать туда, где умирают дети. Беременных женщин не принимают в перинатальный центр, пока у них не начнутся схватки, поэтому некоторые, пытаясь подстраховаться, перед родами переезжают жить в город к родственникам или на съемные квартиры, но таких мало. В основном ждут до последнего…
За то время, как у нас закрыли родильное отделение, умерло четверо новорожденных - для нашего города это сравнимо с катастрофой. Раньше в год у нас умирал один ребенок, но и это грозило скандалом. А тут у женщин, у которых беременность протекала нормально, - вдруг мертворожденные дети!
Поскольку я являлся работником департамента здравоохранения, не имел права ничего сказать против решения Сергея Вундервальда. Меня предупредили: если я буду выступать против, меня уволят».
Языком цифр
За 9 месяцев 2013 года в областном перинатальном центре принято 2859 родов. Показатель смертности новорожденных составляет 15 младенцев на 1000, то есть 43 ребенка.