Поступил вызов: ребёнок отравился таблетками. На сборы медикам даётся несколько минут, иначе не успеют. В этом деле важно всё: расстояние, маршрут, пробки. Это должна учитывать, отправляя бригаду на вызов, старший диспетчер смены № 3 Валентина Полешкина, которая работает на станции уже более 30 лет.
Оперативная жилка
Елена Кулькова, «АиФ-Ярославль»: Валентина Михайловна, диспетчера станции скорой помощи всегда находятся в тени. Но именно от вашей оперативности и опытности зависят жизни пациентов. Почему вы выбрали столь ответственную работу?
- В чём сложность профессии? Трудно ли психологически работать с людьми, которые в панике могут забыть свой адрес, дату рождения и даже имя?
- Может это громко сказано, но в профессии, которую любишь, нет сложностей. Нужно просто делать своё дело. Случайных людей в нашей профессии нет. Здесь работают по 20, 30 и 40 лет. Есть у нас настоящая легенда подстанции, человек с трудовым стажем больше полувека, это доктор кардиологической бригады Борис Романов. Чтобы работать у нас требуется не только профильное медицинское образование, но и особая психологическая подготовка. Ведь звонят к нам самые разные люди - всех возрастов и статусов. Но чаще всего помощь требуется пожилым и детям. Вызовы тоже разные, начиная от головной боли и заканчивая инсультами и инфарктами. Сегодня люди чаще жалуются на повышение артериального давления. В сезон эпидемий на подстанцию подступает 900 звонков ежесуточно. В таких ситуациях очень выручает система мониторинга за машинами. Диспетчера видят все бригады и распределяют их так, чтобы в первую очередь они попали к тем пациентам, которые находятся между жизнью и смертью.
Шли бы вы в поликлинику
- С какими проблемами вы сталкиваетесь в работе?
- Вопрос, который интересует многих ярославцев: возможно ли при госпитализации по «скорой» выбрать то или иное медучреждение по желанию пациента?
- Когда мы говорим о скорой помощи, то речь всегда идёт об экстренной госпитализации. Поэтому здесь сохраняется приоритет ближайшей больницы. Это правило соответствует всем нормам оказания скорой помощи.
- Насколько часто пациенты отказываются от госпитализации?
- Как ни странно, но таких пациентов у нас немало. При этом люди отказываются ехать в больницу, имея абсолютные показания для госпитализации. Безусловно, отказ - это право пациента, но если ситуация экстренная, мы стараемся убедить человека в необходимости стационарной помощи. Более чем в 80 процентах случаев нам это удаётся.
- Сегодня сотрудники «скорой» оснащены электронными кардиоджетами, позволяющими прямо на месте проводить пациенту все необходимые исследования. Что ещё нового появилось в работе вашей службы?
- Если когда-то у нас на станции было всего несколько электрокардиографов, то сейчас у каждой бригады есть аппарат ЭКГ и кардиоджеты, которые снимают показания ЭКГ и передают информацию в кардиологическую клинику. Там происходит расшифровка данных.
Мне памятны ещё те времена, когда многое в нашей службе было по-другому. Не хуже, и не лучше, а именно – по- другому. Хотя люди в нашем деле не меняются, всегда были и остаются альтруистами. В связи с этим вспоминается один случай из 70-х годов, когда детская бригада выехала к умирающему ребёнку. Разумеется, тогда не было такой аппаратуры, как сейчас. Поэтому выяснить вне больницы, почему малыш постоянно теряет сознание, было невозможно. В дороге доктор Татьяна Шанирова несколько раз делала ребёнку искусственное дыхание рот в рот. Привезли малыша живым. Позже доктор узнала, что у ребёнка вирусный менингит и она сама могла заразиться. По счастью, всё обошлось.
Сегодня на станции модернизирован автопарк, машины оборудованы всей необходимой медицинской аппаратурой, лекарственными средствами для оказания скорой медицинской помощи. В диспетчерской полная компьютеризация, запущена система ГЛОНАСС. Все бригады «скорой» оснащены мобильными комплектами, которые выполняют функции мини-компьютеров, позволяющими в автоматизированном режиме принимать вызовы и сразу заполнять медицинскую карту пациента в электронном виде. Кроме этого, все наши бригады в свете последних событий, связанных с нападением на докторов, имеют тревожные кнопки. Эти устройства дают возможность связаться со старшим врачом смены при возникновении чрезвычайной ситуации.
Во всём виноват врач?
- Почему, на ваш взгляд, сегодня столько агрессии вымещается в адрес врачей?
- Это происходит потому, что на протяжении долгого времени врачей ругали, было много негативной информации о медиках, и в головах людей эта информация «оседает». Им кажется, что доктора их неправильно лечат, дают не те лекарства. Объяснить неадекватное состояние пациентов можно и реакцией на стресс, на личное горе. Например, родственники вызвали скорую помощь тогда, когда помочь близкому человеку уже невозможно. И ответственность за эту страшную беду люди стараются переложить на врачей. Опять же «скорая» приезжает на последствия драк, семейных конфликтов и бытовых ссор, и попадают, как говорится, под горячую руку. Очень усугубило ситуацию закрытие вытрезвителей. Где слабой женщине-фельдшеру справиться со здоровым, пьяным мужиком? Помочь могут только законодательные меры, о которых говорится давно, но реально пока ничего не сделано.
Тем не менее из «скорой» никто не увольняется, поскольку люди изначально знают, куда и на что идут.
- А пациенты как-то выражают благодарность за ваш труд?
- Наша служба бесплатна. От больных хватает банального спасибо и уважительного отношения. Люди все разные. Бывает, попадаются грубияны. Но есть и те, кто после лечения в стационаре приходят на станцию и целуют своим спасителям руки.