За последние полгода произошло немало событий в социально-политической жизни Ярославского региона.
Арест мэра Переславля-Залесского Дмитрия Кошурникова, полная смена власти в правительстве области и мэрии Ярославля, конфликт между администрацией Ярославля и муниципалитетом по вопросу о порядке назначения мэра, бунт управдомов против создания единого расчётного центра и т.д.
Проанализировать сложные аспекты жизни ярославского общества мы попросили политолога Сергея Киселёва.
Система управления
Ольга Савичева, «АиФ-Ярославль»: Сергей Игоревич, как вы охарактеризуете социально-политические процессы последних месяцев в регионе?
Сергей Киселёв: Логику практически всех событий в областной власти за последние полгода можно объяснить двумя тенденциями. Первая - и основная - переход властных полномочий от местных элит (не оправдавших федеральных надежд) к новым, не связанным с областью.
Вторая - упорядочивание хозяйственных отношений в городе и области с тем, чтобы устранить факторы, благодаря которым распространяется коррупция, лишить возможностей объединения интересов ярославских бизнес-кланов и властных элит. Это касается практически всех денежных потоков, которые уходят из-под контроля местных элит - ЖКХ, водоканалы, управляющие компании, строительство, создание контролирующих инстанций.
- Значит ли это, что поменялась система управления регионом?
- Да, типичную для Ярославля схему управления - «договор с элитами» меняет система «ручного управления». В этом ключе надо понимать все последние действия власти. Например, объединили полномочия мэра и сити-менеджера в Ярославле - чтобы не размывать политический вес нового мэра, хотя, как я считаю, «номер второй», наоборот, мэра усилил бы или, по крайней мере, застраховал от антирейтинга. Опять же, уж если совместили полномочия - так верните и выборы мэра, закрепите мандат доверия. Но нет, не возвращают.
Кто нас спасёт?
- Когда замгубернатора Александр Князьков написал заявление об уходе по собственному желанию, одно из СМИ эту новость прокомментировало так: «Правительство покидает последний ярославец». Как вы считаете, что повлияло на такие кадровые решения?
Сейчас маятник качнулся в обратную сторону - на ключевых политических постах ярославцев остаётся всё меньше и меньше. Думаю, что ярославские политтехнологи виноваты сами: заигрались, «договорняк» заменил политику, а мелочность и провинциальность ярославских элит восстановила против них людей.
Поэтому всё-таки где-то там решили, что если сами не можете, то Ярославль спасут «варяги». Которые, конечно, поменяли весь предыдущий кадровый состав власти. Просто потому, что «варяги» практикуют другой подход к управлению, совсем по-другому измеряют результаты своей деятельности - им важна система показателей.
Местные же политики зависят от городской среды: у них дети ходят в ярославские школы, жены работают на городских предприятиях, машины ездят по городским дорогам - они в этом смысле не могут говорить, что «жить стало лучше, жить стало веселее» или что город убран от снега, не могут собирать деньги с бизнеса. Конечно, пробовали, и результат - пикирующие вниз рейтинги.
Нужно помочь ярославцам самими собой управлять. Отстроить механизмы обновления кадров, оживить законодательную власть, развить промышленные площадки.
Поэтому как в IX веке, когда на Русь призвали Рюриковичей для прекращения междоусобиц славянских племён, так и сейчас: задача новой власти - сделать лучше, чем было до них. В противном случае на Руси был и негативный опыт «варягов», пришедших три века спустя, - татаро-монгольское иго. Но каждый сам определяет своё место в истории.