Фонд «Петербургская политика» опубликовал рейтинг устойчивости российских регионов за апрель этого года. Ярославская область получила низкую оценку политически неустойчивого региона, и это уже далеко не в первый раз. Какие негативные процессы влияют на ситуацию в нашей области, мы попросили рассказать политолога Сергея Киселёва.
Почему нестабильны?
Ольга Савичева, «АиФ-Ярославль»: Сергей Игоревич, в недавно увидевшем свет послании губернатора думе Ярославская область отнесена к числу «крепких середнячков». Можно ли сказать, что мы, наконец, достигли политической стабильности?
Это работало почти 70 лет, пока в годы перестройки не встали заводы. Ярославль опять забурлил - став родиной первого российского «Народного фронта», либерального «Яблока», демократического движения. Дальше была приватизация, наши промышленные предприятия были включены в федеральные конгломераты – «Сибур», «Славнефть», «Русал» - под гарантии сохранения численности работающих. Решение, принятое под давлением момента. Москва требовала стабильности, и она была достигнута - точнее, кризис был отложен, и сейчас мы пожинаем плоды того, что тогда не оставили основных налогоплательщиков за собой, не реструктурировали региональную экономику.
Со временем и этот «контракт» истёк - с 2000 года число работающих на ярославских предприятиях сократилось в 10 раз, а основные налогоплательщики платят налоги по месту регистрации - в Москве и Питере, а не у нас в области. В итоге в 2011 году очередной кризис «предсказуемости» - «Единая Россия» в области набирает один из самых низких процентов по стране, а Ярославль голосует за Урлашова. Репрессии, последовавшие за этим, - ради достижения очередной видимости стабильности.
- В рейтинге фонда «Петербургская политика» Ярославская область опять попала в число регионов с пониженной политической устойчивостью. Что, по вашему мнению, влияет на такие негативные показатели?
- Сейчас у нас в области мы только начинаем пожинать плоды очередного «компромисса ради устойчивости» - это и отражают рейтинги «Петербургской политики», ФОРГО, «Медиалогии» и всех остальных. Базовая системная причина - истёк негласный общественный договор между нашей властью и обществом – «стабильная работа в обмен на политическую стабильность». Рабочие места сокращаются, средняя зарплата - 25 тыс. руб. по Ярославлю, на грани выживания, так ещё и каждый второй ярославец с кредитами или ипотекой. Дорог нет, дома разрушаются, программа капремонта похожа на очередной распил, районы близки к коммунальной катастрофе - какая уж тут политическая устойчивость!
Более того, нарушен и другой основной «контракт» - между региональными и федеральными властями. Если раньше он был взаимовыгодный – «поддержка президента взамен на деньги в экономику региона», то теперь он стал пенетенциарным – «поддерживайте, или будет хуже». А в такой схеме нет места ярославским интересам, потому что качественная региональная политика - это всегда разговор с Центром на максимально равных условиях. У нас же получилась ситуация, когда старые элиты, обеспечивающие устойчивость, разгромлены, а новые ещё лишь «элитки».
Где идут бои?
- Правительство РФ назвало двадцатку лучших регионов по эффективности деятельности органов исполнительной власти в 2015 году. Если в 2014 году Ярославская область входила в топ-20, то по итогам прошлого года - нет. Как вы считаете, почему?
- Рейтинги правительства РФ я бы рассматривал не как реальность, а как систему сигналов главам регионов. Здесь сигнал простой - займитесь устойчивостью! Это «священная корова» внутренней политики, так как в Администрации президента считается, что в России люди подвержены эффекту «спирали молчания». Это такой психологический феномен, обуславливающий массовые протесты, – у нас человек не любит быть первым, выделяться из общественно одобренного мэйнстрима. Но чем больше людей вовлечено в какое-то коллективное действие (например, протест), тем вероятнее, что и другие люди будут к нему присоединяться, как бы разделяя с ними потенциальную ответственность. Вспомним, например, «эффект очереди» в советские времена.
Поэтому ситуация, в которой губернатор публично входит в клинч с пусть даже и.о. мэра областного центра, не может обеспечить назначения федеральных чиновников-омбудсменов, прозрачности выборных процедур, - для Москвы это опасность, угроза «стабильности» в том виде, как её видит федеральный центр. По сути, это на текущем моменте единственный критерий оценки эффективности региональных властей.
- Отчего мы не можем принять ни одного самостоятельного политического решения? Например, у нас никак не могут выбрать детского омбудсмена?
Сейчас идёт бой за пост уполномоченного по правам детей - с самыми невероятными кандидатурами, подобранными по мотивам личной преданности тому или иному «локомотиву». Который, в свою очередь, тянет кандидатов в надежде, что тот «поможет» в выборный период. В обществе, где самая активно голосующая прослойка – «женщины 50+ с одним или более детей» (и это тоже рейтинги), к сожалению, политики даже к вопросу детства подходят утилитарно. А ведь это совсем другая «ткань» - не политическая, а социальная, гарантирующая ту самую общественную устойчивость.
Как играют в выборы?
- Как бы вы оценили ситуацию с праймериз «Единой России» в регионе?
- Сама идея праймериз - очень здравая. Это общемировая практика - растягивать политический цикл, чтобы обеспечить постепенность политического процесса. Потому что можно раз в 4-5 лет давать «выпускать пар», и тогда это будет горячо и громко, а можно постепенно, на протяжении всего времени. Тогда политика не застаивается, а конкурентные процессы обеспечивают постоянное соревнование идей. Цель предварительного голосования - общественная экспертиза идей и анализ общественных запросов. То есть опять же это анализ «социальной ткани» общества. У нас праймериз превратились во внутриэлитную разборку пока что, да ещё и изобилующую типично выборными маркерами - приводом на голосование, задействованием административного ресурса и скупкой голосов. Тест на прозрачность праймериз в Рыбинске мы не прошли, да и общеобластные делались по тем же лекалам.
- Почему же один за другим выбывали кандидаты?
- Если сильно упростить, то существует некий магистральный политический проект, в котором одна из целей - обеспечение победы 2-3 политическим персонам. Остальное - процедуры, кандидаты, выборщики - лишь приводные ремни для этого. В корне проблемы, думаю, полное отсутствие ответственности наших политиков перед обществом. В развитых демократиях пойти поиграть в выборы и сняться на первом этапе - крест на политической карьере, потому что это «договорняк», признак слабости и того, что политик может также легко «кинуть» и в будущем. Наши же «снявшиеся» понимают, что выигрывает не тот, кто может, а тот, кому помогают, - административный ресурс, обеспечивающий привод на участки, счётные комиссии и лояльность политсовета «Единой России». И они тоже помнят опыт рыбинских праймериз и что стало с «раскольником» Владимиром Денисовым, который не пошёл на компромисс.
- Есть ли повод для оптимизма у области?
- Ярославль, конечно, стоял 1000 лет и, наверное, ещё простоит столько же. Но наш век короче. Ярославль, Ростов, Углич, Переславль - я искренне считаю их потенциально одними из лучших мест для жизни. Но сейчас область невероятно запущена. Нам надо разобраться, что является нашим базисом, тем, что делает из нас общность - и что помогает оплачивать счета. Промышленность или туризм, транзит грузов или вузы, культура или медицина - всё это возможные пути. И дело власти - начать определять приоритеты развития, мыслить интересами области. Работать с обществом, с социальными группами, экспертами - не для галочки, не для обеспечения видимости, а для того, чтобы общество видело ответственность власти, её работу на перспективу, ради будущих поколений. Пусть это звучит идеалистично, но следующий общественный запрос будет именно таким – на честность, открытость и доверие. Сумеет ли власть на этих основаниях выстроить новый общественный договор – главный вопрос.