В Ярославле навигаторами системы ГЛОНАСС/GPS уже оснащены практически все транспортные средства, перевозящие пассажиров, а это около тысячи автобусов и маршруток, часть которых принадлежит индивидуальным предпринимателям. Кроме того, навигационными системами оборудованы все пригородные и междугородние автобусы.
- Первые навигационные системы на общественном транспорте Ярославской области стали устанавливать в 2009 году, - говорит председатель комитета по транспорту департамента дорожного хозяйства и транспорта Ярославской области Алексей Фёдоров.
Стоимость самого дешёвого навигатора, по словам Алексея Фёдорова, составляет порядка 12 тысяч рублей. Спутниковая навигация ГЛОНАСС, имеющая дополнительные функции вроде возможности подключить в салоне видеокамеру, систему учёта пассажиров и систему контроля расхода топлива, обойдётся в два раза дороже. Но для начала перевозчики должны установить хотя бы самую простейшую аппаратуру.
- Когда инициатива внедрить современные технические средства исходила от нас, мы обеспечивали ими предприятия за государственный счёт. Теперь оснащение навигацией стало не правом, а обязанностью, которую необходимо исполнять. Поэтому те компании, которые не успели установить навигаторы, будут это делать самостоятельно, за свои деньги, - пояснил председатель комитета по транспорту.
Возникает закономерный вопрос: не станет ли установка дорогостоящего оборудования причиной повышения цены за проезд? Вполне логично, что перевозчик захочет вернуть себе средства, потраченные на приобретение навигационной системы.
- Департаментом дорожного хозяйства и транспорта разработана методика по нормированию расходов на 1 км пробега. Она предусматривает не только возмещение расходов предприятия, но и 5-процентную рентабельность. Таким образом затраты на покупку навигаторов будут покрыты этим возмещением. Можно сказать, что прямой зависимости между установкой навигации и повышением цен нет, - считает Алексей Фёдоров.
Тем не менее, по мнению ярославских перевозчиков, сразу же после выборов 4 марта стоимость проезда в Ярославле резко подорожает: одна поездка в муниципальном транспорте обойдётся в 17 - 18 рублей, в маршрутке – 20.
- Муниципалы в течение трёх лет не повышали цены на проезд, и мы, частники, тоже не могли этого сделать: из-за большой разницы в цене на маршрутках просто перестали бы ездить. На мой взгляд, постепенное повышение стоимости было бы лучше, чем резкий скачок вверх, - говорит перевозчик, пожелавший остаться неизвестным. - На восемь своих городских маршруток я навигацию устанавливал за личный счёт, на каждый прибор ушло около 10 тысяч. Сейчас ещё управление государственного автодорожного надзора настойчиво предлагает установить некий топограф – это та же навигационная система, только с массой дополнительных функций и стоимостью от 50 тысяч рублей.
По словам предпринимателя, на увеличение тарифов повлияет подорожание горючих средств и запчастей, но и установка навигационных систем на транспорт сыграет здесь тоже не последнюю роль.
В чём польза ГЛОНАСС/GPS:
чёткость в выполнении расписания,
возможность контроля водителя,
возможность в случае ЧП быстро подать сигнал «SOS» диспетчерам и на пульт полиции.