Областной центр снова ждут масштабные перемены в работе общественного транспорта.
Сразу вспоминается скандальная реформа лета 2021 года, когда Ярославль захлестнули пробки, а люди часами ждали на остановках невесть куда исчезнувший из-за перекройки схемы маршрутов транспорт. Один плюс сейчас есть: сеть меняться не будет.
Блеск миллиардов
План модернизации системы общественного транспорта был разработан региональными властями и 27 сентября одобрен депутатами областной думы. В ближайшие два года на эти цели будут направлены огромные деньги: 14,5 млрд руб. – на автотранспорт и 1,3 млрд руб. – на трамвайный парк.
«Такие расходы соответствуют объёму перевозок, который необходим для комфортного и безопасного передвижения жителей областного центра и Ярославского района на общественном транспорте, – отметила директор департамента транспорта Ярославской области Татьяна Черемных. – Модернизация предусматривает два новых принципа организации его работы: переход на брутто-контракты и цифровизация».
Позитив виден уже в том, что, по заверениям областных властей, маршрутная сеть и все существующие транспортные связи будут сохранены. Все 11 маршрутов городского электротранспорта, включая четыре трамвайных (на линиях – 44 единицы), семь троллейбусных (73 единицы), продолжат работать в нынешнем режиме.
Напомним, что с 14 июля 2021 года власти Ярославля отказались от маршрутных такси, вместо них на маршруты вышли автобусы. Немедленно начались часовые ожидания транспорта на остановках, невозможность уехать в вечернее время. Если до реформы горожан ежедневно перевозили 845 автобусов, троллейбусов и трамваев, то после неё число автобусов уменьшилось более чем на сотню.
Затем ситуация выправилась, не в последнюю очередь потому, что областная власть взяла на себя антикризисное управление. Впрочем, старые машины никуда не делись с маршрутов, более того, появилось ещё больше старья.
Брутто – к апрелю-2023
Теперь же предстоит осовременить технику и управление ею. По расчётам регионального департамента транспорта, автопарк общественных перевозок должен составлять порядка 670 машин, преимущественно большого и среднего класса.
Затем – переход на брутто-контракты. Проще говоря, перевозчики будут получать деньги за качественно выполненную транспортную работу. При этом неважно, сколько пассажиров едет в вечернем автобусе – деньги перевозчик всё равно получит.
Чтобы перевозчики были «как на ладони», власти намерены ввести «комплексное цифровое решение» для планирования, управления, контроля, и прогнозирования работы транспортников. Уже создаётся центр управления – ГКУ «Организатор перевозок Ярославской области». Начало первого этапа модернизации запланировано на апрель 2023 года.
Аресты счетов и машин
Проблемы общественного транспорта в Ярославле накапливались годами. Так, много шума наделал арест счётов двух системообразующих муниципальных транспортных компаний. В одной их них были арестованы и сняты с государственной регистрации 38 автобусов из-за трёхмесячных долгов по лизинговым платежам. Сейчас удельный вес автобусов со сверхнормативным сроком амортизации составляет 47%.
«После «реформ» вместо современного и комфортного транспорта город получил иногородних перевозчиков. Их «пазики» постоянно ломаются и попадают в аварии. Проблема – в приоритете коммерческих перевозчиков на основных маршрутах. Нужно срочно принимать меры. Если ничего не делать, то муниципальный пассажирский транспорт в Ярославле исчезнет как вид», – выстроил мрачный прогноз депутат Ярославской областной думы Эльхан Мардалиев.
Новый план – ещё один шанс исправить ситуацию, если только экономические неурядицы и (или) управленческая немощь не помешают его использовать как должно.