210

Школа с особой аурой

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 49. Аргументы и факты - Ярославль 06/12/2017
Из поколения в поколение учителя и ученики сохраняют особый дух и традиции Великосельской школы.
Из поколения в поколение учителя и ученики сохраняют особый дух и традиции Великосельской школы. Из личного архива

Старейшая школа Ярославской области и одно из самых первых образовательных учреждений России благодаря открытию девятиклассницы Арины Павловой и преподавателя истории Галины Сутугиной готовится отметить в новом, 2018 году свой 190-летний юбилей.

«Три века наша школа живёт в этих зданиях и на этой территории. У нас здесь аура особенная - историческая. Мы учим детей уважать прошлое и, несмотря на стоящие перед школой проблемы, постоянно развиваемся, применяем инновационные формы работы, обеспечивая высокие результаты образовательной деятельности. Поэтому в том, что наши ученики совершают открытия, нет ничего удивительного», - считает директор МОУ «Великосельская средняя школа Гаврилов-Ямского муниципального района» Марина Ёжикова.

Сердитое письмо наследницам

Арину Павлову, как признаётся она сама, краеведение увлекло ещё в детстве. И так как в 2018 году её школе должно было исполниться 150 лет по старым документам, девочка решила к большому празднику подготовиться как следует, а именно - узнать всю подноготную юбиляра.

«Чтобы мне было легче работать, я поставила перед собой задачи: поработать с архивом в нашем краеведческом музее и летописью школы и извлечь нужную мне информацию о тех, кто учил учеников, начиная с открытия школы, какие предметы были, найти учеников, которые учились отлично, так как сама отлично учусь, - объясняет Арина. - Приступив к работе, я поняла, что тема проекта довольно сложная, и попросила помощи у руководителя нашего краеведческого объединения «Историческая мозаика» Галины Николаевны Сутугиной».

Учитель и ученица обратились в Государственный архив Ярославской области - так в их руки попала копия «Дела об открытии приходского училища в селе Великом». Начато оно 3 октября 1827 года и завершено 26 февраля 1828-го.

Первым в деле лежит сердитое «письмо Господина директора училищ Ярославской губернии в Санкт-Петербургскую домовую Контору общего Правления наследниц покойного действительного Статского Советника Сергея Савича Яковлева». Он пишет: «Находясь по своим надобностям в Ярославском уезде в селе Великом, я уведомился, что в селе сем находится училище для крестьянских детей. Призванные мной бурмистр села и обучающий в сем училище протоиерей Вениамин подтвердили существование онаго, неизвестнаго мне по неведомлению своему. Вотчинное правление не отнеслось ко мне с прошением о заведении сего училища…». Далее объясняется «обязательность подчинения школы Дирекции училищ Ярославской губернии... и соответствие уставу учебных заведений».

Фото: Из личного архива

Из главного Правления наследниц С.С.Яковлева последовали объяснения за пятью подписями от 23 сентября 1827 года, что «дозволено было Великосельскому Вотчинному Правлению училище иметь только в виде домашнего, а непубличного заведения, так как крестьяне сей вотчины занимаются… промыслами и торговлею, а по тому и имеют надобность обучать детей своих грамоте»…

Общее правление наследниц г. Яковлева, признавав существование училища в селе Великом весьма полезным и даже необходимым, попросило открыть там учебное заведение. Бурмистром в селе в это время был Гавриил Моругин, которому и поручили выйти с особым прошением к губернскому начальству.

Отечеству - честных граждан

Публичное открытие училища состоялось в «1828 году февраля 26 дня». В этот же день в половине восьмого утра собрали обучающихся «…в назначенном для училища доме, откуда при начале благовеста, в сопровождении помощника учителя сего училища отправились по два в ряд в церковь для слушания Божественной Литургии». После службы был крестный ход учеников, родителей, гостей и прихожан «с водосвятием и провозглашением многолетия Государю Императору и всему Августейшему Дому». Затем протоиерей Вениамин Богословский говорил речь. Он обратился к Почтеннейшим Покровителям науки с благодарностью о вхождении училища в состав публичных учебных заведений. Затем к родителям, чтобы были благодарны основателям училища, потом к детям, которые должны быть «…добродетельными, скромными, послушными…». Задача школы выражена так: «…Доставить церкви истинных христиан, придержащей власти - верных подданных, Отечеству - честных граждан, начальству - добрых подчиненных, обществу - благонадежных членов, семействам - утешение и радость!».

Репутация у учебного заведения как-то сразу стала высокой. В первой половине XX века о школе и её коллективе знали на территории всей страны. Ещё до революции здесь начал своё учительство биолог Дмитрий Иванович Хранин. В годы Великой Отечественной войны он исполнял обязанности директора школы до Розалии Ивановны Сауль, затем работал завучем.

Розалия Ивановна пользовалась непререкаемым авторитетом, как среди учащихся, так и среди учителей и родителей.

«Это была красивая, высокая, седовласая, строго одетая женщина. Когда она шла, казалось, все замирали вокруг, становилось тихо-тихо, не слышно было даже дыхания людей», - вспоминали её ученики.

И Розалия Ивановна, и Дмитрий Иванович были отмечены правительственными наградами. В 1930-е орденами Ленина награждены две учительницы: Анна Николаевна Воробьёва и Вера Михайловна Никитина. Анна Николаевна преподавала русский и литературу. Вера Михайловна тоже вела эти предметы, но она обучала и начальные классы, начав учительствовать, как и Дмитрий Иванович, ещё в революционные годы.

За свою многолетнюю историю школа воспитала немало замечательных людей. Из её стен вышли генерал-полковник Николай Труфанов, министр путей сообщения СССР Борис Бещев, Герой Советского Союза лётчик Василий Наумов и многие-многие другие - заслуженные врачи и учителя, юристы, инженеры и труженики других многочисленных профессий.

Фото: Из личного архива

«У нашей школы хорошее будущее»

Поставленные в 1828 году задачи старейшая школа выполняет и сегодня, обучая детей из села Великого и ближайших деревень, воспитанников детского дома, ребят, отдыхающих в круглогодичных санаториях «Сосновый Бор» и «Искра» - всего 500 учеников. Средняя наполняемость класса - 15 человек, хотя есть классы по 20 человек. Возможно, что в следующем году перед школой встанет необходимость занятий в две смены.

«Нам бы пристроить спортивный зал и столовую - будет у нас школа-музей, - мечтает Марина Ёжикова. - Уж и сметы готовы. А ещё бы решить вопрос с медкабинетом, да и корпус начальных классов не соответствует новым требованиям…»

Но, несмотря на стоящие перед школой проблемы, учебное заведение является одним из лучших среди сельских школ Ярославской области. Здесь по-прежнему работают высококвалифицированные педагоги - их работа достойно оценена на различных уровнях. Так, в 2016 году школа стала финалистом Всероссийского конкурса инновационных площадок «Путь к успеху» и выиграла Всероссийский грант в 1 млн рублей на распространение опыта работы начальной школы.

Характерный штрих: из 48 человек основного педагогического состава школы 43 педагога имеют высшее образование. 7 учителей - молодые специалисты, выпускники Великосельской школы. В школе работают 25 мужчин. Текучки кадров нет.

Успешно применяются здесь инновационные формы работы. Большое внимание уделяется краеведческой деятельности: проводятся интерактивные экскурсии для учащихся других школ ЦФО, организуется ежегодная реконструкция Полтавского боя, создаются мозаичные панно с привлечением других школ региона и соседних областей, педагогами и учащимися ведётся большая исследовательская деятельность, а работы публикуются в региональных и федеральных печатных СМИ.

Именно в Великом селе появился первый кадетский класс железнодорожного профиля  в регионе.

«У нашей школы хорошее будущее, - говорит Марина Станиславовна. - Счастливы те дети, человеческая природа которых находится в согласии с их занятиями!»

Как коллективу сельской школы удаётся так высоко держать планку образования, объяснил заместитель директора по учебно-воспитательной работе Борис Мошкин:

«Ритм жизни у нас здесь такой, такая атмосфера, аура - все строится на доверии, доброте, взаимопомощи. У нас индивидуальный подход к каждому ребёнку, педагоги сопровождают учащихся. И если ребёнку нужна помощь - он её получит немедленно в нужном объёме. Всегда  есть желание учиться, добывать новые знания самому. И только так вырастают счастливые люди».

Лиц. №34/16 от 27.01.2016 г.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах