«Какой он, учитель будущего?», «Какими качествами он должен обладать?», «Какой подход нужен при обучении ребенка?», - такие вызовы предлагает для нас современный мир. Образовательная система меняется на наших глазах: специалисты сферы осознают актуальные запросы общества.
Пандемия COVID-19 показала, насколько важное очное обучение, вне зависимости от качества и удобства дистанта. Какую роль должен выполнять педагог в постоянно меняющемся мире? Корреспондент «АиФ - Ярославль» искал ответы на полуфинале окружного профессионального конкурса «Учитель будущего. Студенты», входящего в президентскую платформу «Россия – страна возможностей».
Со всего ЦФО
«Мы сегодня приветствуем тех, кто только начинает непосредственного работать в системе образования. Учитель – это одна из главных профессий, которая определяет будущее. Она действительно заслуживает большой гордости. Поэтому у общества есть такие высокие требования и большие ожидания. И успешные люди, реализующие национальные проекты, в логике которых сейчас развивается наша страна, прежде всего проходят и будут проходить через ваши руки – руки учителей. Задача педагогов заключается в том, чтобы рассмотреть эту успешность и одаренность, самому быть таким и транслировать эффективность», - подчеркнул на церемонии открытия заместитель директора департамента образования Ярославской области Александр Гудков.
Но какие форматы работы ждут студентов-педагогов? Программа включает кейс турнир (решение психолого-педагогических кейсов), проектный спринт «Школа будущего» (разработка решений для школ региона) и стратегическую игру «Педагогический ориентир». Также для студентов организуют нетворкинг, педагогические мастерские и открытая лекция на тему «Как в команде не потерять свою индивидуальность», которую проведет игрок телевизионного клуба знатоков «Что? Где? Когда?», обладатель двух «Хрустальных сов» и звания «Лучший капитан клуба» Алексей Блинов.
Образовательную лекцию на тему «Онлайн-диагностика педагогических компетенций «Я Учитель»: новые возможности для самодиагностики и профессионального развития современного учителя» проведет Дмитрий Растворов – директор по продвижению образовательных инициатив в органах власти, компания Яндекс.
Профессия, которая определяет наше будущее
Заместитель председателя регионального правительства Максим Авдеев, который присутствовал на церемонии открытия, выразил надежду, что участники успеют поближе познакомиться с самим городом:
«Нам очень приятно, что полуфинал проходит у нас в Ярославле, и я искренне надеюсь, что у всех наших гостей, помимо напряженных дней, будет время полюбоваться красотами Ярославля и почувствовать его историю».
Он подчеркнул, что учитель - это главная профессия, которая определяет наше будущее. Профессиональные конкурсы необходимы для того, чтобы задать тренд на постоянное улучшение, стимулировать будущих педагогов к постоянному развитию.
«Учитель – это тот, кто способен передать другое ощущение жизни, другой взгляд в будущее, другое осмысление себя и всего происходящего вокруг. И решение таких задач возможно через постоянное саморазвитие и самоотдачу. Поэтому конкурс ориентирован не только на раскрытие профессиональных умений, но и на развитие человеческих внутренних качеств», - добавил Авдеев.
От имени организаторов к участникам мероприятия с приветственным словом обратился заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Алексей Агафонов.
«Сегодня стартует окружной полуфинал профессионального конкурса «Учитель будущего. Студенты» для участников из Центрального федерального округа. Хочу поблагодарить Министерство просвещения РФ, администрацию области, сотрудников университета за оказанное содействие, – сказал Алексей Агафонов. – Мы рады, что у активных, талантливых студентов различных специальностей есть возможность заявить о себе на проекте. Впереди у вас три насыщенных конкурсных дня. В рамках испытаний вы получите полезный опыт командной работы, обратную связь от экспертов, мотивацию для дальнейшего развития. Хочу пожелать вам профессионального роста, новых открытий и позитивных эмоций».
Решение новых задач
Логично, что полуфинал проходит на базе Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского. Как отметил ректор Михаил Груздев, будущих педагогов всегда ждет яркое и очень интересное будущее. Школы, в которые через два-три года придут нынешние студенты, будут другими. Это будет школа, где учитель выступает не просто как источник информации, а как организатор - он выстраивает взаимодействие между детьми, взаимодействие с информацией, учит работать в команде, анализировать информацию, вырабатывать собственную стратегию. Это принципиально новые педагогические задачи, которые сегодня стоят перед школой и далеко не всегда решены даже опытными педагогами.
«Важно понять, что учитель будущего – это не просто метафора, адресованная новым поколениям педагогов. В педагогических университетах учатся сегодня молодые люди, которым в самые ближайшие годы предстоит конструировать новые образовательные форматы, новые образовательные практики, в которых довольно серьёзно будут меняться роли и функции педагога. Как никогда новые задачи педагогов заключаются в создании эффективных способов формирования творческой личности с опорой на уникальные традиции российского образования», - подчеркнул Михаил Груздев.
Цели, которые стоят перед конкурсом, понятные - поиск и поддержка студентов, которые планируют связать свою жизнь с системой образование. Следовательно - решить те проблемы, которые предлагает современный мир.