В областной столице открыли памятный сквер «Сокол». Он появился на территории некогда крупного аэродрома, который помогал региону в годы Великой Отечественной войны. Центральным элементом сквера стал постамент с истребителем МиГ-15 — настоящей авиационной легендой. В материале yar.aif.ru подробнее расскажем, почему сквер появился именно во Фрунзенском районе — и что было на месте известного проспекта.
Ретро-самолёт
Сквер «Сокол» появился на пересечении проспекта Фрунзе и улицы Чернопрудной. В его центре — легендарный советский истребитель МиГ-15 выпуска 1949 года. Его реставрацией больше двух месяцев занимались работники Ярославского судостроительного завода.
«Поразила та конструктивная мысль, которая была заложена в технику. Внутреннее состояние самолёта оказалось неплохим: все тяги работали», — отметил начальник цеха № 4 Ярославского судостроительного завода Владимир Сайгаков.
Подготовкой сквера в городе занимались с начала 2025 года. Идею предложили жители микрорайона, ветераны, в создании памятного места помогали предприятия города.
В мэрии Ярославля рассказали, что в годы Великой Отечественной войны в этом районе проспекта Фрунзе находился стратегически важный для защиты неба военный аэродром «Дядьково»: «На его территории базировался 147-й гвардейский авиаполк, который одним из первых в СССР получил МиГ-15 — реактивный самолет, ставший самым массовым в истории мировой авиации».
На взлётной полосе — проспект
Реактивные самолёты МиГ-15 принимали участие во Второй мировой войне. Тогда же в России строили дозаправочные полосы для американских самолётов, которые также обслуживали на аэродроме «Дядьково». Одну такую полосу сделали на территории будущего Фрунзенского района.
«После войны уже на оборудованную взлётную полосу перевели самолёты Ивановской эскадрильи. Аэродром превратился в гражданский аэропорт и функционировал довольно долго, обеспечивая местные авиалинии. Только самолётами можно было долететь в некоторые населённые пункты, расположенные в северной части области, куда дорог не было, например, в Брейтово, Филиппово, Закобякино», — говорится в краеведческом сборнике "Фрунзенский наш район«.
Постепенно в районе появились жилые посёлки Сокол, Сокол-1 и Сокол-2. В послевоенные годы лётчики и авиатехники продолжили службу в Ярославле и жили со своими семьями в гарнизоне «Сокол». Жителей так и стали называть — соколами.
«Стояли на отшибе»
Открытие сквера в этом году оказалось приурочено к 50-летию Фрунзенского района. Он появился в 1975 году после Указа Президиума Верховного Совета РСФСР. Новому району было дано имя Михаила Фрунзе, который вошёл в историю как полководец, политический деятель и один из создателей Вооруженных Сил страны.
Район активно развивался с середины XIX века, когда в России прошла так называемая промышленная «революция». Строительство фабрик и заводов начало менять облик слобод, располагавшихся на тот момент на окраине Ярославля. В селе Дядьково появились лесопильный завод, грузовой порт и железнодорожная станция «Ярославль-Пристань». С 1920-х годов посёлок вошёл в состав города, после к нему присоединили часть земель бывшей Ямской слободы, посёлки имени Фрунзе, Куйбышева, Кагановича и Суздальский.
«Фрунзенцы стояли на отшибе, и проехать к ним было довольно неудобно. Надо было строить дорогу, которая потянет за собой весь район. Километр дороги построить в те годы стоило миллион рублей — бешеные тогда деньги! К строительству привлекались практически все предприятия», — рассказывал первый председатель Фрунзенского райисполкома Евгений Жорников.
Часть трассы разгонной полосы аэродрома «Дядьково» стала основой для проектирования проспекта Фрунзе. С того момента район начал своё активное развитие, став одним из самых крупных в областной столице.