В редакцию «АиФ» обратилась 80-летняя жительница Ярославля Елена Смирнова с мольбой о помощи - пенсионерку выжила из квартиры… собственная внучка! Старушка вынуждена скитаться по знакомым, боясь даже близко подойти к порогу своего дома.
«Трёхкомнатную квартиру мы получили по сносу дома в 1967 году, - рассказала пенсионерка. - Квартиру дали на меня, мужа и двоих наших сыновей».
Муж Елены Смирновой через 10 лет умер, а сыновья обзавелись собственными семьями. Сын Валерий, проживающий с матерью, невесту привёл в дом.
«У нас с ней отношения сразу не заладились, - вспоминает Елена Михайловна. - К сожалению, неприязненное отношение ко мне сноха передала и внучке с внуком. На свою беду я поддалась уговорам и разрешила прописать маленькую внучку в квартире».
Чтобы избежать конфликтов и дать молодой семье пожить, Елена Михайловна уехала в деревню и вернулась только через 20 лет. За это время внучка выросла, вышла замуж и стала жить отдельно. Сыновья умерли, а спустя некоторое время внучка с мужем и ребёнком попросилась жить к бабушке.
«Я сразу согласилась, думала, и они мне помогать будут, я ведь уже немолода, и им лучше будет, я им две комнаты отдала, - признаётся Елена Михайловна. - Но это стало моей второй роковой ошибкой».
По словам женщины, жизнь превратилась в ад: её не просто унижали и запугивали, но и не раз поднимали руку.
За издевательства над старушкой молодые супруги неоднократно привлекались к уголовной и административной ответственности, о чём свидетельствуют постановления суда и заключения полиции. Не имея больше сил выносить издевательства и находиться в постоянном страхе, пенсионерка решила приватизировать свою комнату, чтобы продать. Суд первоначально встал на её сторону.
«Но пожить мне в комнате не удалось, да и в приватизации она находилась недолго, - вздыхает пенсионерка. - Решение суда адвокаты внучки сумели обжаловать».
Причина, указанная в новом постановлении суда, - «нарушение прав истицы (внучки)». Дело в том, что начиная с 2005 года для приватизации комнаты в квартире, если она не является коммунальной, необходимо разрешение всех прописанных, в данном случае - внучки пенсионерки. А так как Елена Смирнова заключила отдельный договор социального найма на комнату и приватизировала без согласия внучки, налицо нарушение её права как нанимателя квартиры по соцнайму. В связи с этим договор о передаче комнаты в собственность пенсионерки был признан недействительным.
Мы пытались связаться с внучкой пенсионерки, однако это не удалось. Редакция готова предоставить женщине возможность комментировать эту историю.
Мнение адвоката
Адвокат Олег Кононов:
«К сожалению, пенсионерке в данном случае помочь практически невозможно. Сейчас, чтобы приватизировать комнату, обязательно нужно согласие внучки. Все, кто прописан, должны приватизировать квартиру. После приватизации каждый прописанный получит в квартире долю, а не комнату.
Единственный возможный вариант - попробовать выселить внучку в связи с «невозможностью совместного проживания». Нужно подать иск в районный суд, но шансов крайне мало.
Непонятен мотив внучки при отказе приватизировать жильё: когда закончится приватизация, женщина уже не сможет распоряжаться этой квартирой».