«Я с 2001 года стою в очереди на улучшение жилищных условий. В этом году меня с детьми (два сына 15 и 10 лет. – Авт.) и бывшим мужем выселяют и дают на всех однокомнатную квартиру общей площадью 32 квадратных метра. Как две семьи могут жить в однокомнатной квартире?! Все суды мы проиграли…»
С мужем Елена развелась 8 лет назад, он ушёл, но оставался прописанным в их малосемейке в бараке на Калмыковых. Мужчина снова женился, во втором браке у него родилась дочь. Отношения между супругами были напряжённые, со скандалами и взаимными упрёками. Всё это время дети жили на два дома, пока Елена не подала в суд, который постановил, что дети должны оставаться с матерью. При этом отец регулярно виделся с сыновьями.
По программе расселения аварийного жилья в этом году семье Елены дали новую однокомнатную квартиру. В неё почти сразу въехал бывший муж со своей гражданской женой.
- Ехать туда я не могу. Он и раньше меня бил, и сейчас угрожает, у меня смс-сообщения даже сохранились в телефоне, - сквозь слёзы рассказывает Елена.- Мы остаёмся на улице. Я работаю в частной организации, ухаживаю за стариками, прибираю квартиры, помогаю по хозяйству. Зарплата всего 6 тысяч - даже комнату не снять!
Дом №6 по улице Калмыковых почти весь расселён. Сейчас он напоминает кадры из фильмов ужасов: в подъезде нет дверей, кругом грязь, мусор, запущенность. Промёрзшие стены покрылись инеем - отопления нет, его и не включали в этом сезоне.
Елене ехать некуда. Вместе с младшим сыном Самуилом она живёт в этих кошмарных условиях, греясь только за счёт газовой плиты и обогревателя.
Старший сын Вениамин живёт с отцом. По словам женщины, мальчишки, находясь постоянно в стрессе, стали хуже учиться.
Женщина писала во всевозможные инстанции, но ответы приходят одинаковые, словно под копирку: «Мы не можем предоставить две отдельные квартиры».
- Дело в том, что при расселении ветхого и аварийного жилья мы руководствуемся 89-й статьёй Жилищного кодекса, по которой обязаны предоставить равнозначное жильё. То, что в аварийной квартире были прописаны разведённые муж и жена, не служит причиной, чтобы дать две отдельные квартиры, - говорит начальник отдела жилищных программ областного департамента строительства Анна Державина.
По словам юриста Олега Кононова, в сложившейся ситуации Елене нужно попытаться отстоять свои права.
- Нужно написать заявление в полицию, описать ситуацию и сообщить, что угрожают жизни и здоровью. Предъявить смс-сообщения, они станут доказательством. На первый раз муж может отделаться штрафом, но если впоследствии угрозы продолжатся, то наказание будет более суровым, - считает Олег Кононов. – Что касается квартиры, то единственный способ не остаться на улице – подать иск в суд и по его решению въезжать в новое жильё.
Но женщина боится: как можно жить вместе с бывшим мужем и его семьёй? Да он просто сживёт её со свету!
В управлении социальной поддержки населения предложили выделить Елене материальную помощь.
- Женщине нужно прийти в отдел соцподдержки по месту прописки и написать заявление, - сообщила начальник управления по социальной поддержке населения и охране труда мэрии Ярославля Надежда Биочино.
Однако всё это временные решения, которые не помогут разрешить ситуацию. Но ведь гласит же народная мудрость, что безвыходных ситуаций не бывает. Выбрасывать людей на улицу, тем более детей, плодить бомжей недопустимо! Редакция «АиФ» ждёт ответа и конкретной помощи для семьи Елены от городских и областных властей.