Ярославна Нина Носкова в годы Великой Отечественной войны работала телеграфисткой на московском узле связи Генерального штаба Красной армии (ГШК). Люди, знавшие об удивительной судьбе Нины Николаевны, за глаза окрестили её «телеграфисткой Сталина».
Нина Носкова обеспечивала связь между командующими советских войск, высшим генералитетом. А в феврале 1945 года обслуживала знаменитую Ялтинскую конференцию, где лидеры «Большой тройки» решали вопрос о послевоенном переделе европейских границ, видела вживую Сталина, Рузвельта и Черчилля.
Об участии в этих исторических событиях ярославна молчала почти всю свою жизнь, связанная подпиской о неразглашении. И только перед самой смертью решилась передать «телекомовскому» музею свои воспоминания.
Три листочка с автобиографией Нины Николаевны, написанные её рукой, хранятся там до сих пор.
А подробно о судьбе нашей землячки рассказал в своей книге «Огненная связь» Николай Колодин.
Вот строчки из автобиографии: «Носкова Нина Николаевна родилась в Ярославле в 1920 году в июле месяце. Окончила неполную среднюю школу (семь классов) и в 1935 году поступила на работу на центральный телеграф разносчицей телеграмм в аппаратной.
Отработав три года, стала учиться без отрыва от производства на телеграфистку Бодо (шифрованная телеграфная связь. - Авт.), сдала экзамен на третий разряд.
22 июня 1941 года началась война. Меня призвали по мобилизации в армию 5 августа 1941 года. Привезли нас в Москву на пересыльный пункт, поместили в школе, а там уже бомбили…
Нас, ярославских девочек, было одиннадцать, и всех расформировали, кого куда. Меня зачислили в 871-й телеграфный дивизион телеграфисткой-бодисткой.
Наш дивизион был за Москвой, в лесу. Работали в машинах. Потом направили обратно на пересыльный пункт, где я была зачислена в Москву, в Генеральный штаб Красной армии.
Это была такая ответственная работа! Исключительно все фронты выходили по Бодо на ГШК. Работала на переговорах. Генералы, адмиралы, маршалы были у прямого провода. Со стороны фронтов были командующие Жуков, Конев, Батов и т. д.
Также обслуживала Брянский фронт, где Сталин разговаривал с командующими (генералами А. Ерёменко, Г. Захаровым, Г. Рокоссовским), в каком направлении наступать, какие потери и т. д.
В феврале 1945 года по распоряжению из Ставки Верховного Главнокомандующего обслуживала Ялтинскую конференцию, где были Сталин, Черчилль и Рузвельт. Я уже тогда знала, что война скоро закончится.
9 мая все мы, девчата, плакали, с каждым обнимались и ходили на Красную площадь, счастью не было предела! Мне была вынесена благодарность за хорошую службу от самого Иосифа Сталина.
В октябре 1945 года демобилизовалась и снова пришла на телеграф».
Какое-то время после войны Нина Николаевна работала лифтёром в больнице на улице Терешковой, а 10 марта 2000 года умерла от инфаркта.