Примерное время чтения: 7 минут
611

Дружба через века. Ярославский край был и остаётся многонациональным

На Ярославской земле проживают представители более 100 национальностей и этнических групп.
На Ярославской земле проживают представители более 100 национальностей и этнических групп. / Nikolay Gyngazov / GLOBAL LOOK

В современном мире проблемы межнациональных отношений не теряют своей актуальности. Незнание людьми культуры соседних народов, пренебрежение их религиозными взглядами нередко становятся благоприятной почвой для сил, разжигающих межнациональную и межрелигиозную вражду ради своих корыстных интересов. А любая конфронтация в обществе – основа для распространения идей экстремизма, в т.ч. националистического и религиозного, которые считаются одними из наиболее опасных. Неслучайно эксперты единодушны в том, что гармонизация межнациональных (межконфессиональных) отношений и противодействие распространению идей экстремизма и терроризма являются важными условиями, без которых сегодня невозможно цивилизованное существование и развитие современного общества.

В Ярославской области проживают представители более 100 национальностей и этнических групп. О том, как удаётся сохранять дружелюбие, взаимопонимание и стабильность в нашем регионе, рассказал накануне Дня солидарности в борьбе с терроризмом, который в нашей стране отмечают 3 сентября, председатель Духовного управления мусульман Ярославской области Арсланбек Акаев.

Со времен Ивана Грозного

Вера Мартынова, yar.aif.ru: Арсланбек Абуюсупович, Ярославская область – многонациональный, многоконфессиональный край. Как бы вы оценили состояние гражданского общества в нашем регионе? Насколько терпимы и дружелюбны у нас люди по отношению к представителям других рас и конфессий?

Арсланбек Акаев: Специфика нашего региона складывается из многих факторов, главный из которых это, конечно, же наша история, зачастую, к большому сожалению, забытая. Ведь несмотря на то что исконно Ярославский край считается территорией в основе своей православной, веками на нашей земле жили представители разных национальностей и разных конфессий.  Так, история появления ислама в границах региона уходит ко временам правления Ивана Грозного, который, исходя из политически важных для государства соображений, в ту пору не просто заселил, а передал во владение городок Романов (ныне Тутаев) с обширными его землями ногайским мурзам, представлявшим тюркские народы. Они более 200 лет фактически правили на закреплённых за ними территориях. 

Создавало ли это какие-либо проблемы в обществе? Конечно, на бытовом уровне единичные случаи имели место, но в целом данное соседство носило только положительный характер. Как в течение времени происходила ассимиляция ногайцев, так и местные жители перенимали положительный опыт мусульман. Один из многочисленных примеров - порода романовских овец. Ведь для местных овцеводство было чуждо, а первых животных привезли с собой именно ногайцы, обучив этому жителей, да так, что со временем они вывели породу, знаменитую далеко за пределами нашей страны. 

Таких примеров много, поэтому терпимость, дружелюбие, сплочённость в случае бед и несчастий у коренных ярославцев - а это не только русские, но и татары, азербайджанцы и многие другие народы - присутствуют на генетическом уровне. Это одна из причин, по которой мы имеем крайне низкий процент преступлений на национальной почве по сравнению с другими регионами.

«Любить, сохранять, приумножать»

- Какая работа проводится со стороны духовенства и, в частности, исламских религиозных деятелей по профилактике националистического и религиозного экстремизма на Ярославской земле?

- Представители разных народов и конфессий живут в мире и согласии на Ярославской земле, что в значительной степени обусловлено и мирным характером мусульманской религиозной проповеди в регионе силами духовенства Ярославской Соборной мечети. Храм у мусульман лишь один, а приход огромен, каждую пятницу мечеть, рассчитанную на 700 человек, посещают более полутора тысяч верующих. Конечно же, в таких условиях крайне сложно работать с прихожанами и, безусловно, невозможно обойтись без упущений, но в целом, несмотря ни на что, тенденция положительная. 

Ярославская Соборная мечеть.
Ярославская Соборная мечеть. Фото: Из личного архивa/ Арсланбек Акаев

В 2017 году, понимая важность работы в данном направлении, мы создали Централизованную религиозную организацию Духовное управление мусульман Ярославской области (Ярославский Мухтасибат). Наша задача состоит в том, чтобы на местах мы также могли доносить основы нашей религии в противовес тем источникам, из которых зачастую наша молодёжь черпает недостоверную информацию. В этом году Мухтасибату исполнилось пять лет, за эти годы в сотрудничестве с Московским исламским институтом мы выпустили троих теологов, еще 12 студентов продолжают обучение на разных курсах, пять абитуриентов поступают в этом году. 

Необходимо отметить, что обучающиеся в своем большинстве, не зависимо от национальности, уроженцы Ярославской области, то есть те, кто вырос и воспитывался здесь, впитывая культуру, обычаи, менталитет местных жителей, те, у кого нет другой Родины, те, кто настроен любить, сохранять, приумножать. Это была большая, трудоёмкая работа, но результат этой работы - коллектив богословов не с кустарным, а с высшим теологическим образованием, что даёт нам надежду и дальше эффективно работать на сохранение мира и порядка в нашем регионе. 

Другое немаловажное направление – это работа с местными жителями. До пандемии у нас был ряд проектов по работе с образовательными учреждениями, любая школа в удобное для учащихся время могла привести классы на экскурсию в мечеть. Не могу не отметить и полюбившийся ярославцам проект «День открытых дверей», который мы проводили в весенние и осенние периоды ежегодно, а также многие другие проекты, к реализации которых мы обязательно вернемся.

Надо слышать друг друга

- Как бы вы оценили усилия местных властей по сохранению на нашей земле мира и взаимопонимания между представителями разных народов?

- Ярославский Мухтасибат структурно входит в состав Духовного управления мусульман РФ под председательством муфтия шейха Равиля Гайнутдина, которое, в свою очередь, имеет организации во всех восьми федеральных округах, ведёт деятельность в 58 субъектах РФ от Калининграда до Дальнего Востока. На пленарных заседаниях головной организации я общаюсь с религиозными руководителями многих областей, республик, автономий. Также я часто езжу в командировки в тот или иной регион. Всё это дает мне возможность провести сравнительный анализ деятельности наших органов власти с остальными, и я могу уверенно оценить её как положительную. 

У нас проводится масса мероприятий, направленных на создание в регионе благоприятной среды для проживания людей разных национальностей и конфессий, в том числе берутся во внимание и наши проекты. Конечно, проблемы есть, но вытекают они по большей части из факторов, изменить которые нам не под силу. Главное, чтобы мы слышали о чаяньях и надеждах друг друга, тогда в строительстве здорового общества для нас самих, наших детей и будущих поколений всё получится! 

P.S. Работа по противодействию распространению идей экстремизма в нашем регионе ведётся по многим направлениям, в их числе для проведения мероприятий успешно  используются ресурсы подпрограммы «Реализация государственной национальной политики в Ярославской области» государственной программы Ярославской области «Развитие институтов гражданского общества в Ярославской области» на 2021-2025 годы».

Данный текст создан в рамках информационного проекта «Ярославия – земля согласия».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах