Примерное время чтения: 9 минут
593

Градозащитница Ольга Мазанова о значимости здания речного вокзала

Ярославль, 4 октября - АиФ-Ярославль.

Градозащитница и архитектор Ольга Мазанова рассказала о значимости здания речного вокзала в Ярославле. 

Художественно-эстетическое и мемориальное значение

Здание речного вокзала в Ярославле является одним из самых выдающихся примеров советской архитектуры Ярославля этапа 1970-1991-х годов.

Здание корректно вписалось в уникальную панораму Волжской набережной древнего Ярославля (при обзоре с фарватера Волги, с Тверицкой набережной, с Октябрьского моста), подчеркнуло его индивидуальность.

Северная часть речного вокзала – протяженное 3-этажное здание с плоской крышей со световыми фонарями, с использованием приема чередования ленточного остекления и глухих протяженных горизонтальных поверхностей фасада. Два внутренних дворика открываются в сторону р. Волги, что создает ощущение проникновения ландшафта в архитектуру. Фасады здания оштукатурены, покрашены в белый цвет, это создает впечатление легкости, и при обзоре с Волги дает эффектный контраст белоснежных плоскостей здания  с насыщенным  цветом речной глади воды.

Это одно из лучших произведений архитектора Тимофея Петровича Садовского (31 марта 1929 — 12 августа 2015, Санкт-Петербург), который  был учеником выдающегося зодчего Александра Сергеевича Никольского (1884—1953). Вся работа Т.П. Садовского в качестве архитектора связана с застройкой набережных, в том числе комплексов речных вокзалов, в постройке которых он стал первопроходцем в нашей стране. Садовским были реализованы уникальные объекты многофункциональных комплексов речных вокзалов в Омске, Волгограде, Ярославле, которые стали не только знаковыми объектами для городов, но и общественными центрами. Комплекс речного вокзала в историческом центре Ярославля удостоен государственной премии РСФСР за 1986 год, проект застройки набережной в г. Волгограде отмечен дипломом первой степени Союза архитекторов СССР.

В конце пятидесятых он создал авторскую архитектурную мастерскую в ЛенГИПроРечТрансе и являлся её бессменным руководителем вплоть до 1994 года. Под его руководством созданы уникальные объекты. Комплексные работы по организации набережных были выполнены для Ленинграда — Санкт-Петербурга, Сестрорецка, Архангельска, Нижнего Новгорода, Иркутска, Хабаровска, Астрахани, Саратова, Вологды, Твери, Рыбинска, Углича, Ульяновска, были предложены проектные решения реконструкции Северного порта на Химкинском водохранилище в Москве.

Т.П. Садовский был действительным членом Российской академии архитектуры и строительных наук, академиком Международной академии архитектуры (Московское отделение), членом правления Союза архитекторов Петербурга. В течение почти полувека он входил в состав Градостроительного совета Ленинграда-Петербурга, а в период перестроечных лет возглавлял общественный архитектурный совет. Он воспитал целую плеяду архитекторов, активно участвующих в работе союза архитекторов Петербурга и России и Академий архитектуры.

Градостроительное значение

Северная часть комплекса речного вокзала (первая очередь строительства комплекса, 1976 г.), с градостроительной точки зрения, является частью одного из важнейших в городе архитектурных ансамблей-комплекса речного вокзала, формирующего панораму правого берега Волжской набережной в историческом центре г. Ярославля. Ансамбль речного вокзала  - удачный пример реализации концепции  комплексной реконструкции исторического центра города, бережного отношения к историческому облику города и культурному ландшафту.

Комплекс речного вокзала состоит из двух отдельно стоящих  3-эжтажных объемов: северного и южного, в комплексе  с системой причалов транзитного и местного флота.

Ансамбль  речного вокзала  расположен на нижней набережной  вдоль главной композиционной оси города- реки Волга, является «речными воротами» города, своего рода визитной карточкой Ярославля. Речной вокзал в Ярославле- это важнейший объект для туристической  инфраструктуры города, входящего в «Золотое кольцо», города, центр которого включен в список Всемирного культурного наследия.

Северная часть (первая очередь) многофункционального комплекса Ярославского речного вокзала была построена в 1976 г. Согласно проекту, она включала кассовый зал, зал ожидания, кафе, небольшую гостиницу, служебные помещения для почты, диспетчера и отделения милиции, причалы, а также кинотеатр «Парус» на 400 зрителей. В здании второй очереди, введённом в строй 5 ноября 1984 года — к очередной годовщине Октябрьской революции, располагались ресторан на 300 мест и кафе на 100 мест.

В дальнейшем, в начале 2000-х гг, часть помещений, в т.ч.,  помещения кинотеатра и ряд  помещений для пассажиров, были перепрофилированы под торговую функцию (автосалон "Спектр-Авто", группа компаний "Спектр"), затем, в 2017 г. под офисную  функцию (офис компании "Байтек Машинери» по продаже навесного оборудования дорожно-коммунального и сельскохозяйственного направления).
Строительство современного комплекса речного вокзала значительно обогатило силуэт Волжской набережной в Ярославле, продолжило ее композиционное развитие, и в то же время, не оказало негативного влияния на существующую застройку и ландшафт.

За архитектуру комплекса речного вокзала в Ярославле авторский коллектив проекта речного вокзала во главе с архитектором Т.П. Садовским удостоен Государственной премии РСФСР в 1986 году. Такой высокой наградой были отмечены  авторы только двух архитектурных ансамблей в г Ярославле (здание речного вокзала и здание бывшего обкома КПСС на Советской площади, построенного в 1981 г).
Проект комплекса речного вокзала был разработан авторским коллективом под руководством Т.П. Садовского, архитектора, руководителя мастерской института Ленгипроречтранс, одного из ведущих и старейших институтов России, занимавшегося проектированием объектов водного транспорта. Реализация проекта  комплекса речного вокзала  - это результат многолетнего труда, к которому архитекторы пришли путем многочисленных поисков, создания вариантов проектных решений, начиная с отработки проектного задания, которое постоянно корректировалось с учетом данных предварительных набросков, эскизных проектов, а также материалов их рассмотрений и согласований.

Контекстуальность, основанная на средовом подходе, заставляющем воспринимать архитектурный объект, как часть системы города, окружающей среды стало здесь основным направлением поисков, весьма характерных для архитектуры 1970-х годов.

Место строительства «речных ворот» города было выбрано не случайно. Исторически пассажирский район Ярославского речного порта располагался именно здесь в центре города на набережной Волги между Красным и Флотскимспусками, где ранее было установлено множество дебаркадеров у естественного берега реки. Изучение работы существующего пассажирского района Ярославского речного порта, а также технико-экономические изыскания показали, что данный участок является наиболее благоприятным для организации причалов и речного вокзала. Район строительства также непосредственно связан с административным и культурным центром города и имеет хорошие водные подходы.

Сама территория пассажирского района, на которой проектировался речной вокзал, образовывалась путем намыва участка. Ее площадь и конфигурация определялась исходя из необходимых требований работы пассажирского движения городского транспорта, эксплуатации причалов и строительства речного вокзала с базой снабжения теплоходных ресторанов и кафе. В то же время размеры участка и его выдвижение в воду по экономическим соображениям были приняты минимальными.

При проектировании комплекса речного вокзала авторами были учтены  такие основные требования, обусловливаемые градостроительной ситуацией, как: органическое единство с исторически сложившей застройкой и силуэтом набережной, в том числе, такими памятниками архитектуры, как церковь Благовещения и Семеновский мост через Красный спуск; особое отношение к существующему ландшафту и природным условиям; обеспечение хорошей видимости с набережной на Волгу и с речных судов на набережную. Все это, а также стесненность отведенного участка потребовали внимательного и тактичного подхода к решению объемно-пространственной композиции. Было принято решение ограничить высоту основного объема вокзала до 8 метров, допустив фрагментарное повышение его объема. Здание вокзала расположили параллельно откосу и застройке набережной участка между Красным и Флотским спусками.

Наиболее полно удовлетворяла предъявляемым требованиям работа Т.П. Садовского (Ленгипроречтранс), отмеченная глубиной проработки и высоким качеством проектных материалов, с наиболее правильными решениями градостроительных, объемно-планировочных и функциональных задач. Проект комплекса речного порта трактовался как органический элемент сложившегося в течение веков центра Ярославля, с характерным ему масштабом, ритмическим строем, а также характером пространственной структуры и силуэта. Его протяженные объемы зданий и галерей на фоне откоса, ниже существующей городской набережной, подчеркнули горизонтальную структуру композиции. Объем ресторана с вертикальной башней (вторая очередь строительства, южная часть ансамбля) акцентирует место пересечения осей набережной и Первомайскогобульвара, идущего от театра Волкова.

При этом эксплуатируемая кровля ресторана, совпадая с отметкой верхней набережной Волги, служит как бы продолжением Первомайского бульвара с выходом на смотровые площадки. Вертикаль башни, напоминающая мачту корабля, объединила весь комплекс вокзала, не искажая силуэт городской застройки. Спокойное развитие композиции определило размеренное метрическое чередование колонн на фасадах, компоновка ленточного остекления и горизонтальных объемов, террасами спускающихся к Волге.

Проект был согласован в декабре 1969 года, но впоследствии, уже во время строительства, в него был внесен ряд изменений. Так, было решено отказаться от перехода с крыши речного вокзала на крышу ресторана, который зрительно неудачно рассекал арки памятника архитектуры Семеновского моста и частично закрывал его со стороны Волги. Здание ресторана, примыкающее к откосу, было отнесено от него, чтобы не вносить существенные изменения в сложившийся архитектурный облик набережной, расположенной в исторической части города. Первоначальное решение пристройки объема к откосу нарушало целостность зеленого массива и перерезало нижнюю террасу набережной. Также считалось важным избежать ухудшения обзора памятника Н.А. Некрасову.

Речной вокзал в Ярославле в процессе проектирования превратился в многоцелевой комплекс транспортного и культурно-бытового назначения. Пассажирские помещения вошли в состав комплекса сооружений с кинотеатром, гостиницей (1-я очередь строительства) рестораном, кафе (2-я очередь строительства), что позволило не только улучшить обслуживание одновременно пассажиров, туристов и городского населения, но и найти интересную общую объемно-пространственную композицию большого отрезка набережной, получить значительный экономический эффект за счет единой строительной площадки, инженерных сетей и благоустройства, круглогодичной эксплуатации помещений речного вокзала. Развитая функциональная насыщенность комплекса создала относительную независимость существования этой части города от других, а выбранное место строительства вокзала в непосредственной близости от центра города обеспечило ему пешеходную доступность; хорошие транспортные подъезды по Красному съезду и Флотскому спуску прямо на территорию вокзала.

В статье использованы материалы из книги: Сапрыкина Н.С., Советская архитектура Ярославля: Реальность и виртуальность: Монография. Ярославль: Издательство ЯГТУ, 2006.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах