Закончился летний туристический сезон в Ярославле. Насколько он был успешным для нашего города, принёс ли ожидаемую прибыль в бюджет? Что мешает развиваться местной туриндустрии, и приедут ли к нам гости зимой? Об этом наш разговор с Андреем Даниловым, председателем Общественного совета по туризму Ярославской области.
У нас не хуже?
Ольга Савичева, «АиФ-Ярославль»: Андрей Юрьевич, каковы, по вашему мнению, предварительные итоги туристического сезона для Ярославля и области?
И в ноябрьские каникулы к нам однозначно приедет много гостей. Я сам практикующий экскурсовод, и все дни каникул уже за месяц у меня были расписаны.
Что же касается моего видения, то, с одной стороны, произошло перераспределение туристских потоков с заграничного отдыха на Россию. Например, москвичи до прошлого года любили выезжать на выходные в Турцию, Венгрию и другие страны. Сейчас таких возможностей поубавилось из-за «провисания» рубля по отношению к бивалютной корзине. Поэтому осматривают ближайшие окрестности и с удивлением узнают, что у нас, оказывается, не хуже.
С другой - при этом средний уровень жизни, платежеспособность населения снизились, и общее количество путешественников уменьшилось. Люди стараются не тратить деньги на непреложные нужды.
Меньше народу стало останавливаться на ночёвку, потому что это дополнительные траты, а «однодневников» прибавилось. Увеличилось в этом году количество круизников, к нам больше стали ездить иностранцы из Европы - по той причине, что страна у нас теперь недорогая. Ну и, конечно, китайцы - их всё больше и больше. Мы стараемся подготовить к их приёму студентов и надеемся, что со следующего года откроем обучение китайскому языку на нашем факультете.
В Ярославле появляются новые туристские объекты, и это тоже большой плюс. Так, в прошлом году установили первые знаки туристской навигации, в этом году ещё семь штук поставят - Ярославль украшается, и увеличивается информирование на местности туристов.
Правильно «упаковать»
- Есть много городов с меньшей историей, чем Ярославль, и они известны чуть ли не всему миру. Почему Ярославль посещает так мало туристов?
- В пределах Российской Федерации мало найдётся городов, столь же популярных среди туристов, как Ярославль. На внутреннем рынке туризма он входит в пятёрку-семёрку самых посещаемых городов: впереди только обе столицы и курорты Краснодарского края и Крыма.
Что касается иностранцев, то, конечно, они едут в первую очередь в Москву и Петербург. Сколько бы мы ни старались перетянуть к нам большие потоки иностранцев, сделать это сложно.
Хотя иностранцы, особенно европейцы, очень любят путешествовать по Волге, и Ярославль входит абсолютно во все речные маршруты. Это ли не показатель нашей востребованности!
Об автобусных маршрутах: иностранцам не очень понятны и интересны местные исторические события, они не знают нашу историю. Для них Ярослав Мудрый и Пётр Первый звучит практически как одно и то же. Поэтому, когда гости посмотрели Москву и Петербург, им интересно заглянуть в провинцию. Но едут не к нам, а во Владимир: он ближе к Москве, тоже небольшой старинный город, красивый, с церквями и монастырями, да к тому же несколько веков был столицей.
- А чем мы можем привлечь внимание туристов?
- Наверное, Ярославль надо «упаковать» таким образом, чтобы он воспринимался бы как чистая, истинная Русь, настоящая, не бутафорская, где лучше всего можно почувствовать дух провинциальной России. Вот тогда у нас будет шанс.
Сегодня, по моему убеждению, иностранцы нашему городу практически не дают прибыли. Их привозят московские туроператоры, обслуживают московские экскурсоводы. А нам остаются доходы только от музейных билетиков и предприятий питания.
Необходимо создать такой продукт для иностранцев, который позволит туристу остановиться у нас на несколько дней.
У нас не хватает обслуживающего персонала, говорящего на китайском, итальянском, английском языках. И нет каких-то объектов, предназначенных конкретно для иностранцев, таких, например, как русская туристская деревня.
Как принять гостей
- Каковы, на ваш взгляд, пути развития туризма в регионе?
- Нам нужно больше выставляться, больше показывать на зарубежных выставках область, но сначала чётко сформулировать идею, брендбук области.
У нас сильно «провисают» июль-август, когда все туристы уезжают на юг и за границу. Слабо используются водные ресурсы, а людям летом надо купаться.
В зимний сезон Ярославль плохо подсвечивается и украшается, многие здания стоят в темноте, не создаётся праздничной атмосферы ни для жителей, ни для гостей города. Даже Рыбинск нас обогнал, а Кострома, Владимир намного лучше украшены и прекрасно подсвечены.
Нужно строить горки, катки. Какая была великолепная идея - каток на Советской площади, в живых декорациях старинного средневекового города. Где он? А ведь там можно было бы прекрасно провести время, с хорошей музыкой, красивой подсветкой, с прокатом костюмов, смешных масок. Такой интерактив очень важен для современного человека, он должен погрузиться в пространство максимально.
Мало зданий в центре города, куда туристы могут зайти в холодное время, посмотреть купеческие, дворянские, просто русские народные интерьеры. Где можно погулять? Ну, по набережной Волги - там парочка ресторанчиков, парочка музейчиков. На площади Челюскинцев - ничего, на Советской - тоже.
У нас не хватает гастрономических, продуктовых брендов. Не горячительные, а горячие напитки а-ля рус, которые продавались бы у нас на каждом шагу, какие-то безалкогольные настойки на травах, тёплые, горячие, которые не только согревали бы и делали более комфортным пребывание в нашем холодном климате, но и познакомили бы с русской культурой. Вот настоящее гостеприимство!
Маршрут «Золотого кольца» в следующем году будет отмечать 50-летие. Но у нас практически стоят, получая лишь небольшие ручейки туристического потока, Тутаев, Рыбинск, Пошехонье. Сельская местность у нас вообще мало развивается, а сельский туризм - очень интересное направление.
Если власти приняли решение о том, что туризм является приоритетным направлением социально-экономического и культурного развития области, то за этим лозунгом, идеей должны последовать конкретные шаги. Прежде всего, благоустройство. У нас не благоустроены некоторые туристские объекты, не проведена реставрация, нет подъездов к объектам.
К примеру, к единственной деревянной постройке, уникальному памятнику деревянного зодчества 17 века церкви Иоанна Богослова на Ишне под Ростовом зимой на автобусе не подъехать - узкая дорога и нет разворота.
Нужно поработать с региональными производителями, чтобы сувенирная продукция в Ярославле продавалась местная, а не «Сделано в Китае» или на «Первой сувенирной фабрике г. Москвы». Хотя, к сожалению, у нас много предприятий остановилось за 90-е и нулевые годы. Чтобы эти производства можно было посещать, так как современному туристу важно не только пассивное созерцание, но и участие - мастер-классы, театрализованные постановки, квесты.
Всё это в конечном итоге позволит, я считаю, по-настоящему сделать наш город современным туристским центром.