Бизнесмены не оставляют мысли застроить исторический центр Ярославля. Ведь в зоне ЮНЕСКО - «золотая» земля, приносящая хороший доход.
Чего стоит строительство 4-этажного кинотеатра у церкви Сретения, которое уже дважды останавливали. А ведь таких примеров немало.
Градозащитники уверены: некорректное внедрение новых застроек в самое сердце древнего Ярославля не только исказит исторический облик центра города, но и уменьшит поток туристов в наш регион.
На месте кладбища
На днях введено в эксплуатацию здание скандально известного торгово-развлекательного комплекса «Волков-плаза», построенного на Волковской площади, в зоне ЮНЕСКО. Градозащитники писали заявления по всем инстанциям, выражая свой протест против нарушения норм охраны исторического центра, однако это не помогло.
«Застройщик, к сожалению, победил, - говорит член Союза архитекторов России Ольга Мазанова. - Печально, что здание, которое строили в нарушение всех действующих регламентов в зоне ЮНЕСКО, так и не реконструировали, чтобы привести в соответствие с регламентами, чтобы не нарушать исторический облик древнего Ярославля. К тому же выпилили деревья в сквере рядом со зданием. Ну что же, теперь в историческом ансамбле площади Волкова появился немасштабный чужеродный объём, единственное здание современной архитектуры, которое нарушает единство ансамбля и не вписывается в него. Теперь народ будет развлекаться и веселиться на костях, так как здание построено на месте утраченного храма Власьевского прихода и кладбища».
Ярославцам тоже не понравился внешний облик торгово-развлекательного центра.
«Здание напоминает морские контейнеры. Даже по меркам современной архитектуры полное убожество. Уже представляю, как на нём будут висеть растяжки с объявлением аренды», - пишет один из жителей в соцсетях.
«Я думаю, что таким образом уничтожается идентичность Ярославля, стирается его самобытность, - добавляет другой пользователь соцсетей. - И наш город превращается в безликое и примитивное новообразование».
«Гостиниц достаточно»
А на месте строительства пятизвёздочной гостиницы на Волжской набережной неподалёку от Успенского собора начались археологические раскопки. Здесь работают сотрудники Института археологии Российской Академии наук. На месте утраченного храма Иоанна Златоуста в кремле и рядом с храмом уже найдено очень много человеческих костей, черепов и целых скелетов. Одной из костей предположительно 200 лет.
По окончании раскопок начнётся строительство гостиницы, которое планируют закончить в 2021 году. Однако так ли это необходимо городу?
«Туристы едут в Ярославль не для того, чтобы пожить в 5-звёздочном отеле, а для того, чтобы увидеть наш древний город, ощутить его масштаб, - считает Ольга Мазанова. - Внедряя современные немасштабные объекты туристической инфраструктуры в центр города, застройщики и чиновники на самом деле просто вредят туристической привлекательности города, уничтожая его исторический облик, а значит, и предмет интереса туристов. Это тем более важно понимать, так как исторический центр Ярославля является объектом всемирного наследия».
Опыт последних лет, и в Ярославле в том числе, показывает, что современные архитекторы не умеют работать в исторической среде, убеждена Ольга Александровна. И то, что на Волжской набережной планируют строить гостиницу,- не самое лучшее решение.
«Это прекрасное место для музея, - говорит архитектор. - В ярославских музеях не хватает площадей для экспозиций, выставляется лишь небольшая часть богатейших коллекций, в том числе живописи и графики. Кроме того, в будущем планируется выселение музея-заповедника из стен Спасо-Преображенского монастыря. И достойного места пока найти не могут, насколько я знаю. А гостиниц в центре города, по-моему, и так достаточно».
Лучший вариант, по мнению градозащитника, воссоздать утраченную застройку в данном квартале. Там были 2-3-этажные городские усадьбы с очень красивыми фасадами. Сохранились замечательные исторические фотографии всего квартала с колокольни Успенского собора и много фотографий фасадов утраченной исторической застройки, архивных чертежей планировки всего квартала и усадеб. Можно было бы построить сомасштабный исторической среде музейный комплекс. А здания между собой могли бы соединяться через подземное пространство.
«Меня, как архитектора и градозащитника, беспокоит закрытость принятия решений о строительстве, - подчёркивает Ольга Мазанова. - Считаю, что это настолько важное для города место, что обязательно нужно проводить открытый архитектурный конкурс на эскизный проект застройки квартала, какая бы функция ни была в задании на проектирование. Вынести проект на профессиональный градостроительный совет. И устроить широкое общественное обсуждение. Вместо этого решения принимаются кулуарно. Проект гостиницы вообще нигде не опубликован. Его не показывают даже профессиональному сообществу архитекторов. Это неправильная градостроительная политика».