Чем больше информации получают люди, тем больше обращений в государственные и некоммерческие организации, призванные защитить права людей в сфере всевозможных услуг. Такой вывод сделала председатель общественной организации Ярославской области «Общество защиты прав потребителей» Светлана ЧИЖОВА, оценивая тенденции только что завершившегося полугодия.
Не бывает «вообще специалистов»
Игорь Велетминский, «АиФ-Ярославль»: Светлана Юрьевна, многих наших читателей смущает, а точнее, дезориентирует обилие структур, декларирующих своей целью важнейшее дело - защиту наших прав от произвола. Каких неискушенному человеку стоит придерживаться ориентиров, чтобы, спасаясь от малой беды, не угодить во что-то куда более неприятное?
Светлана Чижова: Прежде всего, есть базовый федеральный закон «О защите прав потребителей», принятый ещё четверть века назад, в 1992 году. Он и определил два «крыла» в нашей сфере. Есть государственные органы: Центробанк в сфере финансовых услуг и Роспотребнадзор на товарном рынке. И, разумеется, их региональные управления.
А на региональном уровне в департаменте АПК есть управление потребительского рынка. И, конечно же, на этом поле проявили себя различные общественные организации, в том числе и наша.
Если же говорить о «технике безопасности» для граждан, то обратите внимание на ключевой момент. Как не бывает юристов, берущихся за абсолютно любые дела - иначе это, выражаясь корректно, недобросовестный человек, так и в сфере защиты прав потребителей не бывает «специалистов вообще».
Просто нет ресурсов для всего спектра услуг. Если вам где-то скажут иначе, сразу стоит задуматься. Мы сосредоточились на бесплатном консультировании, конечно, кроме юридического сопровождения в судах - по предварительной записи - в областях финансовой грамотности и качества продуктов. А если речь идёт о других товарах, то отправляем в отдел мэрии: там в штате настоящие «доки».
- Но сайты и столбы в городе пестрят объявлениями, предлагающими «решить проблемы», будь то с банками или коллекторами, за разумный гонорар…
- Да, и таких «предприимчивых людей» и структур с сомнительной репутацией, к сожалению, немало. Надо, чтобы больше людей понимали реальную ситуацию. И не соблазнялись на обещания заплатить за будто бы гарантированный успех. На деле же зачастую юристы, работающие «под маркой» защитников прав потребителей, просто пишут письма в разные инстанции. И регулярно берут за это деньги с доверчивых клиентов.
Ростовщики - не вы?!
- Много негодования вызывает работа так называемых микрофинансовых организаций. Но прогресса в их регулировании нет, а попавших в их жернова всё больше.
- Даже не буду рассказывать типичные истории о бешеных процентах и безжалостных коллекторах, которые не стесняются в выборе средств, потому что не оставляют улик. (Позвонил с угрозами, выбросил сим-карту - и никто не докажет, что это звонок от тебя). А у многих людей, как говорится, «крышу сносит», когда им готовы дать деньги.
Но, справедливости ради, всё-таки не соглашусь с пессимистическими оценками. Первый плюс - появился реестр микрофинансовых организаций. Это важная информация для тех, кто хочет воспользоваться их услугами. Второй плюс - сумма долга законодательно ограничена трёхкратной величиной ссуды. Конечно, путь к цивилизованному ведению бизнеса здесь очень тернист, ведь влиятельные лоббистские группы в Госдуме, как пишут федеральные СМИ, не допускают принятия важной нормы о «ростовщическом проценте». А это был бы ещё один «предупредительный знак» для всяческих МФО. Но и на самом примитивном уровне можно принять превентивные меры. Если в вашей семье есть социально неблагополучный человек, а на таких порой ориентируются МФО, чтобы «стрясти» долг потом не с него, а с родных, спрячьте его паспорт. Без этого документа никакой заём точно не дадут, кто бы что ни говорил.
- Но и банки порой прибегают к хитроумным комбинациям с целью максимизировать свою прибыль за счёт людей.
- И здесь часто приходится сталкиваться прямо-таки с безграничной доверчивостью людей. «Со мной менеджер в банке так хорошо поговорила», - вот какой аргумент выдвигают. Но ведь банк, даже самый крупный - это коммерческая структура, заточенная на извлечение прибыли, и у каждой приветливой девочки есть план. И на чьей она стороне? Неужели трудно обойти такие простейшие психологические ловушки?
- Какой порядок действий предложите в этом случае вы?
- Приходите к нам на консультацию, но обязательно до заключения договора с банком и, конечно, с текстом этого договора. И мы проведём экспертизу, выявим все «подводные камни», которые могли бы стоить вам финансовых потерь в будущем. И ещё раз предупреждаю: повышение процентной ставки возможно только и исключительно по дополнительному соглашению с кредитной организацией. Без вашей подписи повысить ставку нельзя.
Не бойтесь судов
- Минфин много лет популяризирует программы финансового просвещения, да и другие ведомства стараются не отстать. Не слишком ли мала отдача от всех этих усилий?
- По опыту нашей организации, а наши специалисты в рамках программ финпросвета объехали много городов и сёл, могу сказать: чем больше мы даём полезной информации, тем больше получаем обращений. Люди шаг за шагом учатся отстаивать свои интересы, причем выверенно, осознанно. Раньше бы махнули рукой - дескать, всё равно бесполезно, а сейчас проявляют активность.
- Но не секрет, что в сознании людей, когда дело касается некрупных кредитов, житейских мелочей, порой работают стереотипы: «Буду я ходить и нервы себе трепать из-за жалких пятидесяти рублей» и «Суд - это же нескончаемая волокита»…
- Я всегда стараюсь разубеждать людей. Надо ходить, надо научиться отстаивать свои деньги. Это нормальный акцент: «Мы голосуем нашими деньгами». Если мы будет требовать продавать нам в магазинах качественные и безопасные продукты питания, то и они откажутся от практики закупки товаров сомнительных свойств. Очень часто на этикетке размещают какую-то броскую интересную информацию с точки зрения продажи, а то, что написано мелкими буквами, иногда даже плохо читаемыми, - самая важная информация. Надо уметь распознать обман. И прогресс есть несомненный. Магазины, во всяком случае крупные, принимают возврат некачественных продуктов, даже если вы не взяли чек. Конечно, есть и перехлесты, когда покупатели занимаются «потребительским терроризмом». Даже и звучный термин придуман. Его особенно любят предприниматели, обличая каких-то своих гиперактивных клиентов, выставляющих необоснованные претензии. Но едва ли кто поспорит с тем утверждением, что огромное большинство потребителей - слабая сторона. И им надо становиться сильнее.
- И всё же, насколько эффективным инструментом является судебная ветвь власти?
- Могу сказать ответственно, что в моей обширной практике не было ни одного случая, когда суд бы оказался не на стороне истца, обратившегося за защитой своих прав. Надо лишь всё своевременно и грамотно оформить, соблюсти не столь уж сложные формальности и не бояться суда. Такие действия будут работать и на ваш скромный частный интерес, поднимая уровень самоуважения и сохраняя деньги. А в целом, будем двигаться в сторону таких норм деловых отношений, которые как минимум не унижают нас.
Досье
Светлана Чижова родилась 19 июля 1969 года в городе Вельске Архангельской области. Окончила в 1993 году ЯрГУ им. П.Г.Демидова по специальности «Психология». В 1993-2000 годах работала в системе психологической помощи молодой семье, прошла путь от специалиста-психолога до заведующей «Службы молодой семьи» при ЯОМИЦ. Сейчас работает в негосударственном учреждении высшего бизнес-образования. Специализируется на защите прав человека в сфере финансовых услуг и качества продуктов питания.