Тему этой статьи подсказали наши читатели. Они пишут и звонят в редакцию, жалуясь на то, что некогда тихие и уютные дворы их домов превращаются в стихийные автостоянки. Они называют адреса: ул. Некрасова, дом 53; ул. Щепкина, дом 9; дома N 21 и 19 по ул. Индустриальной; дома N41 и 43 по ул. Панина... "Мало того что с детьми во дворе стало невозможно гулять, так ведь и по пешеходной дорожке не пройти - все заставлено машинами", - возмущается Елена Викторовна, жительница дома N18 по улице Орджоникидзе.
И с бумажкой ты букашка
По словам начальника управления архитектуры и градостроительства мэрии Ярославля Аркадия Бобовича, в год в городе проектируется до нескольких десятков автостоянок. Они планируются при застройке новых микрорайонов, предусматривается строительство подземных гapажей в торговых центрах, отдельно стоящих двух- и трехэтажных, а также пристроенных к жилым домам крытых автостоянок. По идее, должно хватать на всех.
Однако практически все дворы заставлены "железом". Когда автомобилей в микрорайоне собирается особенно много, находятся ушлые ребята, которые организуют где-нибудь в сторонке несанкционированную стоянку. Их главное конкурентное преимущество перед официальными площадками - близость к жилью, там оставляют свои авто те, кто ленится тащиться домой за 5 - 6 остановок.
Ситуация, когда горожане выходят на импровизированные митинги защищать свой двор от засилья автомобилей, стала уже типичной. По большей части орудием в руках "пролетариата" является нота протеста. Так безлошадные горожане воевали против автовладельцев в прошлом году в 14-м микрорайоне Брагина, в нынешнем - в 5-м микрорайоне Заволжского района. В центральном - Кировском - маевки не устраивались, жители обивали со своими бумажками пороги различных инстанций.
На войну уходит куча времени. Чиновники успевают сыграть с недовольными не один тайм в свою любимую игру - административный футбол, в то время как заинтересованные лица преспокойно заселяют дворы и придомовые территории железными конями. Когда дело доходит до серьезных разборок, выясняется, что владельцы автостоянок имеют на руках все необходимые документы. Жильцам оккупированных домов ничего не остается, как менять место променада. Кстати, ситуация в 14-м микрорайоне Брагина была интересна тем, что по первоначальному варианту документов на месте автостоянки планировалась общеобразовательная школа...
Горит, горит моя "Мазда"
Что касается несанкционированных стоянок, то, по заверению сотрудников правоохранительных органов, жизнь долгой и безоблачной не бывает. В апреле, например, прокуратура Дзержинского района совместно с бойцами ОМОНа после жалобы жильцов провела рейд. Задержали трех человек, организовавших несанкционированную стоянку, которая располагалась на Архангельском проезде во дворах жилых домов N 5, 3, 1 и детского сада.
Жильцы тоже не сидят сложа руки. Выбивают стекла, прокалывают шины, выцарапывают на капотах нехорошие слова. Есть подозрение, что не все ограничиваются полумерами. Как рассказали нам в управлении информации и общественных связей УВД Ярославской области, в конце мая на Ленинградском проспекте была зафиксирована серия поджогов автомобилей: у дома N 85 вспыхнули "Жигули", у дома N 60 запылали ГАЗ-2410 и ВАЗ-21124, а у дома
N66 - ВАЗ-2110. Все машины сгорели полностью. В подобных случаях сотрудники правоохранительных органов рассматривают как один из мотивов преступления месть жильцов близлежащих домов, недовольных несанкционированными автостоянками под окнами их квартир.
Не жадничают, а экономят
Казалось бы, чем спать вполглаза и ждать пакости, автовладельцу лучше двигать на платную стоянку, ведь во дворе машину и раздеть могут, и угнать...
Но и на платных территориях, как выяснилось, не все безоблачно. Многие из них относятся к так называемым временным объектам и могут быть снесены в том случае, если на этом месте начнется капитальное строительство. Поэтому хозяин попросту заинтересован в срубе денег с клиентов, репутация фирмы его не волнует. Так что авто могут и поцарапать, и фонарь выбить, и дворники снять. Опять же не каждому автовладельцу по карману выкладывать ежедневно по 30 - 50 рублей. Впрочем, даже те, кому по карману, тоже почему-то предпочитают сэкономить, дворы-то не "запорами" и "москвичами" забиты, а по большей части всяческим импортным железом. При этом стоянка на газоне или тротуаре грозит всего-то штрафом в 50 рублей. Вернее сказать, ничем не грозит, потому что никто по дворам вечерами не ходит штрафы собирать.
"Мы всего лишь хотим спокойно гулять с детьми во дворе и чтобы старики тихо-мирно могли передвигаться по тротуарам рядом с домом, а не лавируя между бамперами и багажниками чужих авто, припаркованых на газонах, - говорит Виталий Леонидович, житель дома N 45 по улице Кавказской. - Ну, может, у десятка семей в доме есть машины, но ведь и ими полдвора можно уставить!"
Что же делать несчастным жильцам, из которых многие, на свою беду, порядочные люди и не могут царапать на капотах даже приличные слова, не говоря уж о том, чтобы устроить атомобилю аутодафе? Почему они обязаны быть законопослушными, а те, кто давит колесами газоны под их окнами, нет?
Ответить на эти вопросы должна власть. Очевидно, что зреет кризис. Число автолюбителей растет, скоро машина будет в каждой второй семье. Не ждать же в самом деле, что народ разделится пополам и брат пойдет на брата...