В течение недели в Ярославле побывали послы сразу двух дружественных близкозападных государств: Латвии и Польши. Первый усиленно хвалил свою родину, второй внимательно слушал, как мы нахваливаем нашу.
Оно и понятно. Латвийский посол Андрис Тейкманис приехал к нам по собственной инициативе и с совершенно определенной целью - развить, а точнее восстановить, контакты с Ярославской областью. Что на языке политиков означает возобновление экономического сотрудничества, заглохшего за двенадцать лет взаимного молчания. Сейчас Латвия продает нам товары только одной отрасли - машиностроения. Зарабатывает на этом 100 млн. рублей. А если задействовать стройматериалы, фармацевтику, деревообработку, доходы возрастут в разы! Тейкманис мудро рассудил, что, если латвийское правительство не может заключить соглашение с Ярославской землей (поскольку слишком уж часто меняется), надо взять налаживание контактов в свои руки. А мы не против.
Полномочный посол Республики Польши Ежи Бар прибыл по более возвышенному поводу - в связи с открытием в музее истории Ярославля выставки "Отвергая и восхищаясь. Из истории культурных отношений между Польшей и Россией" в рамках Дней польской культуры. Однако поговорить о перспективах взаимной наживы тоже не преминул. Правда, губернатор Анатолий Лисицын в это время как раз подписывал соглашение в Люксембурге (как объяснил вице-губернатор Николай Воронин, замещавший главу области на встрече с послом), чтобы решить проблемы Тутаева. Но и вице-губернатор представлял вотчину на должном уровне.
Господин посол сразу огорошил гостеприимного хозяина требованием выдать экономические характеристики региона: какие инвестиции уже пришли и какие еще мы хотели бы у себя видеть. Поговорили о туризме, строительстве, сельском хозяйстве... Впрочем, решать, кто с кем и как будет сотрудничать, предстоит не политикам, а экономистам - в будущем году.
Ежи Бар оказался человеком с чувством юмора и не раз разряжал серьезную обстановку встречи. К примеру, на слова Воронина о том, что у нас есть демографическая программа, которая, может быть, сработает, господин посол улыбнулся и на почти чистом русском сказал: "Мне всегда нравятся люди, которые очень большие оптимисты!"
Культуру, несмотря на повод приезда, гость обсуждать не захотел. "Чем политики заговорят про культуру, лучше, чтобы культура сама о себе заговорила", - сказал посол. Тем паче что она действительно заговорила с открытием выставки, а концерты, лекции и фестиваль польского кино будут рассказывать о Польше художественной, литературной и музыкальной до пятницы.