Примерное время чтения: 4 минуты
58

Соблазн простых решений

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 6 07/02/2007

Появившийся на свет в предновогодней суматохе закон "О розничных рынках" преследовал благую цель - в одночасье отогнать от прилавков наглых иноземцев и дать дорогу обиженным россиянам. Так сочинителям, должно быть, и чудилось: запретим - и сгинут с рынков неизвестно откуда набежавшие торговцы с нерусской внешностью, а на их место усядется курносая селянка с мешком картошки. Мера патриотичная, спору нет, да проку от нее, как от стрельбы в воздух.

ПЯТНАДЦАТЬ лет обитатели так называемого ближнего зарубежья активно осваивали равнины России, и найти среди них чудака, который не обзавелся бы паспортом с двухголовым орлом, крайне затруднительно. Давным-давно все гафуровы-мамедовы-аветисяны и прочие держатели торговых мест вкупе с чадами и домочадцами пребывают стопроцентными российскими гражданами, исправно платят налоги в государеву казну и занимаются своим купеческим делом в прибыль себе и с пользой для других. Грозные запреты их не смутили, поэтому цены на ярославских рынках пока остались прежними.

От ограничений могут пострадать немногие приехавшие из дальних стран родственники владельцев торговых мест, привлеченные в качестве продавцов и не имеющие российского гражданства. И то если попадутся и не найдут общего языка с контролерами миграционной службы.

Администрации рынков законом недовольны, считают его сырым и популистским. Теперь для них главной задачей становится не организация торговли, а ловля иноземных блох, поскольку появление в роли торговца нежелательного иностранца грозит большим штрафом - до 800 тысяч рублей зараз.

"У меня ведь не военный завод и проходной нет, - говорит директор Ленинского районного рынка Владимир Лапшин. - Если человек пристроился поторговать на свободном месте без всяких документов, то полчаса пройдет, пока его вычислят и прогонят. А если он вдобавок иностранец да его успела накрыть миграционная служба?"

Станет ли проще отечественному торговцу проникнуть на рынок? Судите сами. С каждым, кто отважился занять торговое место, отныне должен быть заключен договор, а для этого потребна куча бумаг, объясняющих, откуда ты такой взялся, и где товар добыл, и что у тебя за товар - не будет ли кому от него худо. Вот и вообразите себе старушку с огурцами и луком, выращенными на собственной грядке, или мужика с корзинкой грибов, набранных неизвестно где, как они идут заключать договор, вооруженные сертификатами соответствия, справками и прочим бумажным хламом. Но и это не все. Каждую торгующую душу администрация рынка должна снабдить карточкой продавца, в которую необходимо внести его фамилию, имя, отчество, паспортные данные, сведения о гражданстве, об основаниях его появления на рынке и вклеить фотографию. Вот теперь - милости просим.

Строгости должны защитить нас от недобросовестного продавца и некачественного товара. Законотворцы почему-то полагают, что покупатель, как ребенок, все в рот тащит и приобретают люди плохие товары по неразумию, а не из-за нехватки денег.

Простые решения непростых проблем всегда бесполезны, часто вредны, иногда опасны. Правда, в стране России дурные законы, как правило, компенсируются их неисполнением. Административные чудеса на рынках если и начнутся, то только с середины апреля. Сергей Молчанов, директор рынка торгового дома "Североход", не склонен пока драматизировать ситуацию и показывает перечень постановлений правительства, которые еще только надлежит принять в связи с появлением закона. Улита едет - когда-то будет.

А у рыночных торговцев в Ярославле будущее туманно. К дветысячиюбилейному году все открытые рынки загонят под крышу и превратят в торговые центры, а что под крышу не влезет - закроют. Будет красиво. Но дорого.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах