Казалось бы, о Великой Отечественной войне сказано и написано много. Но, несомненно, история каждого ветерана, кому мы обязаны победой над фашистской Германией, уникальна. Накануне 9 Мая мы встретились с ярославцем Вениамином МАСЛЕННИКОВЫМ, прошедшим военный ад, но выжившим в той страшной мясорубке и вернувшимся домой героем.
До войны голодали
Еще в довоенные годы маленькому Вене пришлось бороться с лишениями, что, по его словам, и закалило характер.
- Родился я в селе Тутаново Первомайского района, - рассказывает Вениамин Константинович. - Мать рожала меня прямо на лугу, так как пошла вместе со всеми на сенокос. Так и принесла в подоле домой.
С пятого класса Вениамин стал отличником, и это притом, что в школу приходилось ходить пешком 18 верст и в морозы, и в жару, да еще с тяжелым мешком на спине - дети брали с собой еду на неделю.
- Еще тогда я очень полюбил физкультуру, - вспоминает Вениамин Константинович, - кроме того, после седьмого класса учительница написала в моей характеристике: "Обладает исключительным логическим мышлением".
До сих пор ветеран бережно хранит единственную школьную фотографию, потрескавшуюся от времени:
- Этот погиб на войне, и этот тоже... никого не осталось. А вот мне на фронте как будто все время кто-то жизнь спасал.
В семье Вени все были работящие: в селе даже прозвище у Масленниковых было "кроты" - за то, что трудились не покладая рук, "рыли", обрабатывали землю, а потому и нужды не знали. Все поменялось в 37-м году.
- Отца репрессировали - кто-то донес на него, будто много болтает, - вздыхает Вениамин Константинович. - Потом уже мы с братьями узнали, что он в тюрьме отравился.
Но беда не приходит одна: через год умерла мать.
- Помню, как она пришла ко мне на пустошь, где я косил траву, чтобы накормить и заодно поздравить с восемнадцатилетием. Мы вместе поработали, а потом прилегли отдохнуть на холодную землю.
После этого у матери развилось двустороннее воспаление легких - сгорела на глазах, за три дня. Веня остался кормильцем для троих младших братьев. Как с голоду тогда не умерли, сам до сих пор удивляется.
Погиб
за меня
20-летний Вениамин Масленников пошел на фронт добровольцем в 1941-м, попав в 234-ю ярославскую коммунистическую конную дивизию.
- Помню, нас, рядовых солдат, одели в зеленые бушлаты, а офицеров - в белые бушлаты и черные шапки, - вспоминает ветеран.
Очень скоро немецкие снайперы поняли, куда надо стрелять в первую очередь - по черным шапкам. Через неделю командного состава в живых уже не было. Да и сам Веня выжил каким-то чудом.
- Как-то я неудачно высунулся из кустов, и немецкий снайпер сразу выстрелил. И очередное везение - пуля попала на ветку, где и разорвалась, только от осколков кровью залило лицо. Ранения, к счастью, были все нетяжелые, но при этом я был настоящим дистрофиком, - усмехается ветеран, стараясь о самых грустных вещах говорить с улыбкой.
В декабре 42-го юноша участвовал в штурме Великих Лук, которые еще называют малым Сталинградом.
- Эсэсовскую дивизию тогда заперли в крепости, и немцы оборонялись изо всех сил, - рассказывает Масленников. - В результате от 860 человек нашего батальона под конец операции осталось в живых лишь 25. А мне опять повезло. Что интересно, 1 января 1943-го Сталину официально доложили, что Луки взяты, так как боялись его гнева. На самом же деле фашисты сидели в крепости до 15 января!
Когда немцы бомбили, солдаты прятались в воронках - считалось, что в одно и то же место мина дважды не попадает.
- Я тогда, помню, лежал на земле, - вспоминает ветеран. - И вдруг как будто внутренний голос мне кричит - убегай! Была это интуиция или какие-то неведомые силы, не знаю. Только я успел переползти в соседнюю воронку. А солдата, который перебрался на мое место, разорвало снарядом пополам.
По сей день ветеран хранит уцелевшие корочки от документов того незнакомого солдата, на которых после фамилии Скворцов подписано рукой Вениамина: "Февраль 1943 год. Погиб за меня".
Взрывом выбросило
из танка
Прямо из окопа молодому солдату довелось отправиться в танковое училище в город Чкалов. Эту науку юноша освоил с отличием, за что и получил предложение остаться командующим взводом в самом училище. Но Вене хотелось опять на фронт, и скоро он оказался в числе тех, кто освобождал Варшаву, за что и получил одну из своих медалей.
Вспомнил Вениамин Константинович тут и забавную историю.
- Мы тогда наступали, и немецкие танки начали палить по нам бронебойными снарядами. Рядом с противотанковым устройством были я и наводчик. И вот раздается выстрел, и мы видим, как снаряд летит и... пролетает у нашего наводчика ровно между ног! - смеется ветеран. - Только вата из штанов полетела!
Когда ехали однажды на самоходке, в них попал немецкий снаряд - разом погиб весь экипаж.
- Только меня взрывной волной выбросило из танка. Как заговоренный был!
Высшие силы не дали парню погибнуть, хотя ранение было на этот раз очень тяжелое - раздроблены обе ноги. Кости срастались около полугода, но это не помешало Вене сразу после выздоровления в 45-м отправиться на Дальний Восток воевать с японцами.
К 90 годам женюсь!
После демобилизации Вениамин Масленников, кавалер десятков боевых наград, стал работать учителем физкультуры в школе N47, посвятив любимой работе 35 лет и выпустив в жизнь многих чемпионов области.
- Я тут подсчитывал, - смеется Вениамин Константинович, - теоретически на лыжах я уже до луны доехал!
Сегодня ветеран живет с сыном, его жена умерла несколько лет назад. Прогулки на свежем воздухе и веселый, неунывающий нрав помогают ему в свои 88 лет чувствовать себя полным сил и по-прежнему радоваться жизни.
- Сейчас у меня уже два внука и два правнука растут, - с гордостью говорит ветеран. - Вот, думаю, к 90 годам, может, женюсь второй раз!