Примерное время чтения: 5 минут
147

"Мне кажется, нас забывают". 15 февраля - День вывода советских войск из Афганистана

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 7 16/02/2010

В понедельник на Леонтьевском кладбище в Ярославле прошла церемония возложения цветов к мемориалу воинам-интернационалистам. Среди людей в форме, что пришли вспомнить своих погибших друзей, был и вертолетчик Олег ФАРУНЦЕВ, воевавший в Кандагаре.

Я на войне

- Олег, с чего началась ваша служба в армии?

- Со школы мечтал стать летчиком, даже поступал в авиационное училище, но завалил экзамен. Зато поступил в Ярославский учебно-авиационный центр, прошел переподготовку в Саратовской области, затем были курсы в Сызранском летном училище. В 79-м году получил свое первое назначение - в Монголию, там и стал командиром вертолета МИ-8. Через пять лет направили в Грузию, и я попал в эскадрилью, которую готовили к командировке в Афганистан. И в конце октября 1985 года в составе эскадрильи я прилетел в Кандагар.

- Каковы были первые впечатления?

- Когда летели на самолете, наверху было безумно холодно, стали спускаться - и иней на полу начал превращаться в капельки. До сих пор эта картина перед глазами. Когда приземлились, вышли - кругом суета, шум, БТРы, жара невозможная, люди коричневые от загара и пыли. И мысль - я на войне.

- Свое первое боевое задание помните?

- 4 ноября вылетели парой два вертолета, у каждого десант на борту. Тут же нарвались на засаду, попали в каменный мешок, выхода нет, со склонов стреляют. Это чудо, что нас в тот день не сбили. Запомнилось еще, что спали иной раз всего по 3-4 часа, особенно летом, когда светает рано, а темнеет поздно. Если знали, что утром лететь, ложились прямо в кабинах, чтобы лишнего времени не тратить.

- А как местные жители к нашим солдатам относились?

- Их доброе отношение можно было расценивать двояко. Крестьянин мог внешне выказывать к тебе симпатию. Но чаще днем улыбается, а когда солнце сядет - идет с тобой воевать. Партизанская война шла постоянно, мы непрерывно искали банды. Высаживали спецназ в одном районе, а через трое суток забирали уже в другом.

В наши задачи входил и досмотр караванов. Для его остановки давали автоматную очередь, если в ответ звучали выстрелы - караван уничтожался.

- Ваш вертолет часто обстреливали?

- Это обычное дело! По возможности летали на предельно малой высоте, всего 2-3 метра. В этом случае вероятность того, что собьют, была предельно мала. А если летишь на 100 метров, можно подвергнуться обстрелу как зенитной артиллерии, так и зенитно-переносными комплексами.

Жизнь продолжается

- Олег, с войны вас кто дома ждал?

- Мать, жена, двое детей. Целый год с ними общался только через письма, другой связи не было.

- Друзей много на той войне потеряли?

- Человек 15. Как только прилетели, будто черная полоса пошла: сбили командира эскадрильи с экипажем, на следующий день убили командира полка, потом друг погиб, тоже с экипажем.

- Все так страшно и мрачно...

- Но к войне быстро привыкаешь: прилетишь с задания, сходишь в баньку, и жизнь вроде как продолжается. Порой и смеялись, и развлекались. Был у нас женский барак, где медперсонал жил, официантки, называли его "кошкин дом". Однажды штурмана нарядили под жениха, прицепили к фуражке орхидею и пошли в этот дом свататься. Нашу шутку тут же подхватили: невесту нашли, прицепили ей на голову накидку из наволочки, молодых посадили во главе стола и стали праздновать. Кстати, за тот год справили две настоящие свадьбы.

Мы вас туда не посылали

- За какие заслуги вас наградили орденом Красной Звезды?

- По совокупности выполнения боевых задач. Если бы всем за каждое успешное выполнение задания давали медали, в стране металла бы не хватило.

- Что изменилось после войны?

- Мировоззрение поменялось, не зря же говорят про афганский синдром. Но хуже всего было то, что на гражданке я столкнулся с негативным отношением к себе. В 92-м году встал вопрос о получении квартиры, пошел по инстанциям, но почти везде слышал избитую фразу: "Мы вас туда не посылали". В итоге все же дали сертификат на получение жилья, но только вторичного. Пришлось с семьей поехать в 2-комнатную "хрущевку".

- Как сложилась жизнь дальше?

- Служил 2,5 месяца в Чернобыле, потом в Германии, после попал в Казахстан. С 92-го года на пенсии. Кроме летного дела ничего другого не умел, долго не мог найти работу, потом устроился в охранную структуру, был водителем. Сейчас пишу книгу, вернее, очерк, посвященный Афганистану. Хочется рассказать о тех памятных событиях, начиная с моего самого первого дня. Мне кажется, что нас потихоньку забывают.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах